Великий художник Василий Суриков очень любил родные ему земли Сибири. Это послужило причиной к созданию его работ в историческом жанре. Борьба Ермака с татарами была очень интересной темой для живописца.
Этюд Василия Сурикова «Казаки в лодке» был создан в 1892 году в Красноярске. Позже он стал фрагментом, написанной 1895 году, картины «Покорение Сибири Ермаком». На ней художник описал сцену из знаменитого сражения казачьего войска с татарскими захватчиками. Это битва стала решающей, и русские земли навсегда освободились от тяжелого гнета ордынских племен.
С 1869 по 1875 год Суриков учился в Императорской Академии художеств у Павла Чистякова. Во время учебы он получил за свои работы четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Первой картиной, которой Суриков заявил о себе как мастер маасштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» 1870 года.
Этюд
«Казак в лодке» художник написал во время работы над полотном
«Степан Разин» в 1903 году. Разин был донским казаком, предводителем самого крупного в истории допетровской России восстания 1670–1671 годов, после подавления которого его казнили в Москве на Красной площади. Личность и судьба Разина привлекали внимание многих исследователей, он стал героем фольклорных произведений и русских народных песен.
Над картиной о мятежном атамане Суриков впервые задумался в 1887 году. Мастер сделал первые наброски, но активно работать над полотном начал только в 1900 году. Художник выполнил множество подготовительных этюдов во время поездок по Сибири, Дону и Волге. Картина экспонировалась на XXXV передвижной выставке в 1910 году и Всемирной выставке в Риме в 1911-м. В настоящее время она находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, куда поступила в 1918 году из собрания известного русского коллекционера Василия Винтерфельда.
Суриков, начиная работу над картиной, предполагал изобразить битву правдиво, как описывают исторические источники. Но все же он решил, что сцена сражения солдат в холодных водах Иртыша будет смотреться захватывающее и драматичнее, чем на твердой земле.
На этюде изображены четверо мужчин, плывущих в деревянной лодке. Образ каждого из них написан выразительно. Подчеркнута их индивидуальность и стремление к поставленной цели.
Казаки знают, что от исхода этой битвы зависит дальнейшая жизнь их родного народа. Одежда их по виду соответствует казачьей форме XVI века. Каждый из мужчин держит тяжелые ружья в своих руках.
Образ, развернутого спиной к зрителю, казака в красном бушлате является очень удачным композиционным решением. Его поза полна динамичности. Он полулежит в носовой части лодки и открывает открытый огонь по неприятелю.
Для того, чтобы наполнить лица героев полотна выразительностью и жизненными эмоциями художник Василий Суриков провел целое лето на берегах Дона. Там он общался со своими земляками, внешность которых стала прообразом казаков, изображенных на картине. Эта историческая работа принесла художнику много приятных моментов, поэтому, заканчивая ее, Суриков испытывал легкую грусть.
Статью прочитали 17