Василий Суриков изобразил на картине не персонаж — боярыню Морозову, а историю церковного раскола на Руси в ХVIIвеке. Произведение поражает воображение зрителя — этому способствует не только энергетика полотна, но и необычайные размеры — более 5 метров в длину и 3 метра в ширину. Живописец трудился над ней около 3 лет, сразу по завершению картина находилась в экспозиции 15 выставки передвижников. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.
Он жил в Сибири, где очень много практиковалось течение старообрядчества. Сюжетом написания полотна послужила выдержка из «Повести», в которой рассказывалось о сестрах -расколоучительницах Феодосии Морозовой и Евдокии Урусовой. За неповиновение ортодоксальному учению их сослали в Чудов монастырь. В последний момент, когда Морозову на санях подвозили к монастырю, она вскинула руку и двумя пальцами совершила крещение себя, произнеся молитву. Именно этот момент и запечатлел живописец на холсте.
Сурикову удалось отразить разные чувства людей, детально выписав их лица — тут и смятение, и чувство ужаса, и гнев, и страх быть также пойманным за принадлежность к раскольникам. Зато у мужчин, стоящих слева, и не принадлежащих к числу сторонников боярыни — радость на лицах и довольство в виде улыбок.