Душа русского народа всегда жаждет праздников и шумных гуляний. А такие крупные праздники как Масленица мы привыкли отмечать с размахом.
На родине Василия Ивановича Сурикова есть необычная забава. Из снега возводятся снежные крепости, а в последний день Масленицы устраивали потешный штурм. Посмотреть на взятие городка из снега всегда собиралось много желающих.
Именно этой необычной забаве и посвящена работа Сурикова «Взятие снежного городка» Картина была написана в 1891 году. Работа выполнена на холсте маслом. Объём полотна является не маленьким и составляет 156х282 см.
Картина Василия Сурикова Взятие снежного городка отличается оптимизмом и динамикой, который обычно не свойственен для автора. В центре картины запечатлён момент триумфа мужчины на чёрном коне, прорвавшим оборону снежной крепости.
Судьба подарила Василию Сурикову непревзойденный талант живописца, но и она же подвергла его тяжелейшему удару, который почти перечеркнул его творческую деятельность: по возвращению в Красноярск тяжело заболевает и потом умирает супруга Елизавета Августовна. Художник не только бросает писать картины, но и чуть не сходит с ума от горя. Но поддержка брата, знакомые с детских лет виды и пейзажи Красноярска снова возвращают художника к жизни, и он вновь берется за живопись.
Тогда-то и возникает идея Сурикова создать картину, сюжетом которой будет старинная народная игра, которая называется «взятие снежного городка» и не раз увиденная художником еще в детстве. Построение снежного городка и его «взятие» было устроено по желанию Сурикова ладейской молодежью. Есть версия, что инсценировка сего представления осуществлялась в усадьбе самого художника. Родственники и просто желающие были натурщиками.
На полотне изображена кульминация игры – как раз тот момент, когда нападающий на лошади прорывается через ряд тех, кто стоит на страже, и добирается до намеченной цели, которой является снежная крепость. Центральное место занято «городком» и его защитниками с хворостинами и трещотками, которыми нужно отпугивать лошадей соперников. С боков полотна мы видим улыбающихся и оживленных зрителей, которые наблюдают за столь увлекательным действом. Герои участвуют в создании цельного, единого впечатления радостной массы, принимающей участие в веселой забаве и радующейся победе своих товарищей.
Чуть слева от центра скачущий всадник, разрушающий крепость и завершающий триумф прямым попаданием кулака, изображен в лихом взлете. Он является самой крупной фигурой, а также главным нервом полотна, олицетворяющим всю напряженность схватки. Изображение движения коня было очень трудным процессом, поэтому городок заново воссоздавался несколько раз. Конь всадника коренастый, большеголовый, низкорослый, принадлежит к «сибирской породе». Глаза еще хранят крайнюю степень возбуждения от крика людей и выпадов «стражников» городка, но и в них появилось уже веселое озорство, выраженное в раздутых ноздрях и слегка приоткрытом рте, все вместе напоминающим улыбку.
Лицо защитника, одетого в белую шубу, озаряется счастьем и радостью. Поднятая рука с хворостиной приготовлена не для удара, а для приветствия сокрушителя. Еще один стражник, на котором мы видим рыжий тулуп, так размахнулся, что потерял шапку.
На лице победителя отображена уверенность, оторвавшегося от погони всадника. Позади остались оборонители крепости, которые вслед машут ему ветками, очевидно всадника на пути к победе немало попотчевали хворостинами. Ну и, конечно же, ни одно зрелище не может обойтись без толпы зрителей. Суриков тщательно прорисовывает не только лица людей, но и предметы туалета и гардероба. И всё это происходит на фоне чистейшего снега. Именно белый фон создаёт ту самую контрастность, которая требуется для максимального акцентирования внимания на людей в картине.
На полотнах Сурикова всегда много персонажей, несмотря на это автор старается прорисовать каждого из персонажей, придать каждому из них индивидуальность характера, или подчеркнуть сильную эмоцию. При рассмотрении картины становиться ясно, что автор произвёл очень кропотливую работу над своим творчеством, ведь прописаны все герои.
Для работы над картиной «Взятие снежного городка» автор сделал 10 эскизов своих друзей и знакомы, в последствие внести эти образы на основное полотно.
Картина является экспонатом Русского музея и свободна для открытого доступа.