Анализ картины Василия Кандинского Казаки - Василий Кандинский
Анализ картины Василия Кандинского Казаки

Анализ картины Василия Кандинского Казаки

Название картины Казаки русского художника, одного из основателей такого направления в живописи, как абстракционизм, Василия Кандинского взято вовсе не из воздуха, а основано на реальных событиях: во время Первой русской революции в Москву торжественно въехали казаки. Впечатлённый этим въездом, художник создал это полотно.

Как большинство абстрактных произведений, с первого взгляда кажется, что на картине изображён набор непонятных линий, фигур и цветов. Однако это не так, у живописца всё на своём месте.

Здесь мы действительно видим пятерых казаков. Вверху слева двое на лошадях с шашками. Внизу справа на фоне голубого взгорья ещё трое в красных папахах. Двое из них держат чёрные пики, воздетые вверх, третий – голубую саблю (шашку), опустив её вниз. Выглядят мужчины благородно и важно.

Особую роль в картине играют цвета. Много белого и голубого олицетворяет жизнь, новизну, перерождение, спокойствие. В то же время присутствие чёрного говорит о трагедиях, о смерти (которые неизбежно явились результатом кровавых революций). Красный цвет может символизировать как отвагу и бесстрашие мужчин-воинов-казаков, так и кровь – как продолжение чёрного цвета.

В абстракции всегда важнейшее значение имеют линии. У Кандинского горизонтали являют собой слабость, трусость, страх; вертикали же – это, наоборот, мужество, бесстрашие, храбрость, патриотизм, сила…

Подводя итог сказанному, следует сказать, что художник, накладывая мазки один за другим, создавал эту картину легко, свободно и даже слегка небрежно, без вычурности, без излишнего лоска. Зритель, глядя на «казаков», чувствует эту лёгкость, свобода охватывает его существо, и он становится невольным участником событий, изображённых на полотне.

Много критики Василий Кандинский слышал в свой адрес, галереи не брали работ художника. Но, несмотря на всё, художник работал до конца жизни, оставаясь преданным творчеству.

Известные произведения Василия Васильевича Кандинского
Картина «Импровизация 21А» написана русским художником в 1911 году, находится в Государственной галерее Ленбаххауз, в Мюнхене. Картина была написана в период утверждения Кандинского — абстракциониста. По сути это реакция художника на окружающий его мир, основанная на впечатлениях и интуиции.

С первого взгляда, кажется, что картина абсолютно отвлечена от реальных предметов, но если всмотреться, начинают вырисовываться изображения. Например, в центре видна гора. Яркие цветовые пятна очерчиваются чёрным контуром – характерная черта живописи Кандинского во всём последующем творчестве. Ещё одно конкретное изображение – стилизованная фигура человека в неестественном расположении.

Картина «В сером» выполнена в 1919 году, находится в Национальном музее современного искусства, в Центре им. Ж. Помпиду, в Париже. Её можно причислить к картинам «русского периода» (1915-21).

Эта картина ознаменовала завершение периода изучения взаимодействия форм Кандинским. Художник замыслил «композицию», состоящею из изображений – гор, фигур людей, лодок.

По завершению работы картина превратилась в абстракцию с более мягким колоритом по сравнению с предыдущими работами.

В картине строгие геометрические фигуры заменяются биоморфными формами, характерно для живописи художника в парижские годы. Колорит звучит в приглушённых серых, коричневых и голубых тенях. Композиция сменяется хаосом.

Картина «Вибрация» выполнена в 1925 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. На картине изображены геометрические фигуры, о которых художник пишет в «Точке и линии».

Контакт между острым треугольником и кругом производит не меньшей эффект, чем палец Бога протянутый Адаму на картине Микеланджело.

Самый яркий предмет – шахматная доска. Сложная структура достигнута единством формы и цвета. Сама картина выполнена в приглушённых тонах. Напряжение передается путём сопоставления форм и цвета. Доминируют круги, как неисчерпаемые скрытые возможности (Кандинский).

Картина «Вверх» написана в 1929 году, из собрания Пегги Гуггенхейм, в Венеции. В «Баухаузовский» период художник в основном писал картины, состоящие из геометрических фигур.

«Вверх» — это изображение человека, сложившееся из геометрических фигур. Здесь видно влияние живописи Пауля Клее. Прослеживается теория «Точки и линии на плоскости».

Когда Кандинский изображал фон, он стремился вырваться из тесных рамок, в которые сам загнал себя в «Баухаузе». Что удалось ему позднее в Париже.

Картина исполнена в 1910 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. Второе название – «Казаки». Сам художник говорил, что сюжет этой картины был взят им из событий революции 1905 года, когда казаки скакали по улицам Москвы.

Перед зрителем два сражающихся казака, под ними – радуга, образующая дорогу, ведущая к дворцу на голубом холме. Справа – ещё трое казаков. У двоих из них пики. Элементы картины трудно распознаваемы, что заставляет зрителя долго пристально смотреть на изображения, постепенно погружаясь в сюжет.

Абстракция предполагает отвлечение от реальных форм и творческое выражение в геометрических элементах.

Кандинский Василий Кандинский Василий Кандинский Василий Кандинский Василий Кандинский Василий Кандинский Василий

— Я нарисую это за 10 минут. — А я — за пять. Посмеиваясь, люди уходили, оставляя в немом диалоге полотна Василия Кандинского «Композиция VI» и «Композиция VII». Картины сейчас экспонируются в Третьяковской галерее. Последний раз подобное происходило в 1989 году.

Василий Кандинский сформулировал философию абстракционизма век назад. С тех пор мы повидали немало, визуальный опыт обогатился значительно. Но и сегодня его полотна вызывают недоумение, шуточки о «мазне» и скептичные взгляды. Почему картины Кандинского — шедевры, которые вам не удастся повторить, рассказывает Снежана Петрова.

Сюжет Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Чтобы написать ее, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Такая серьезная работа проведена неспроста: Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный День, всемирный потоп и райский сад.

Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать — он уже все описал, читайте. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остается лишь смотреть на полотно и ощущать.

«Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним.

Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту.

Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние… Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса». Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич.

Седьмая композиция — логичное продолжение шестой.

Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы, и скорая война). И, конечно, уносить с собой в потоке.

Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну, и вы увидите (гарантировано!) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря.

В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите еще раз на «Композицию VII»).

«Розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане.

Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее».

Кстати, лайфхак от художника: «Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приемов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания».

Василий Кандинский рассматривал композиции как главные заявления своих художественных идей. Впечатляюще большой формат, сознательное планирование и трансцендентность представления, выраженная нарастанием абстрактного образа. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Первая датируется 1910 годом, последняя — 1939-м. Кандинский считается «отцом абстракции». И дело не в том, что он первым написал полотно такого рода. Появление абстракции было предопределено — идея витала в воздухе, сразу несколько европейских художников ставили эксперименты и последовательно продвигались к нефигуративной живописи. Василий Васильевич был первым, кто дал новому течению теоретическое обоснование. Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи. Через рисование и черчение он имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве», которое стало теоретической базой абстракционизма.

В 1920-х Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования.

То, что начиналось как так называемая лирическая абстракция (свободные формы, динамические процессы — вот это все), постепенно обретало структуру. Принято считать Кандинского русским художником. А между тем, как минимум полжизни он провел за границей, в основном в Германии, а в конце жизни — Франции.

Он был тем художником, который не надрывался на тему корней и отрыва от родины-матушки, но был сосредоточен на творчестве, на новаторстве.