Анализ картины Василия Сурикова Переход Суворова через Альпы - Василий Суриков
Анализ картины Василия Сурикова Переход Суворова через Альпы

Анализ картины Василия Сурикова Переход Суворова через Альпы

Собственно говоря, сама идея картины возникла у известного русского художника В. Сурикова в честь столетия перехода через Альпы великого полководца Российской империи Суворова, который совершил этот переход во главе своей армии в 1799 году.

Сама картина была написана полностью по канонам классического искусства исторической тематики, потому как в ней без труда можно заметить нечто вроде театрализованного действия, которое часто можно было встретить на картинах исторической тематики тех времен.

Накануне 100-летия Швейцарского похода русской армии, Василий Суриков задумывает написать картину, посвященную этому героическому подвигу. Так родился замысел «Перехода Суворова через Альпы». Художник много времени уделил подбору прототипов персонажей, изучению исторических документов того времени, а писать этюды отправился в Швейцарию. Работа была готова в 1899 году, ровно к столетнему юбилею. Она выставлялась в Петербурге и Москве, после чего ее купил император Николай II.

На картине изображен момент, когда русская армия преодолевает очередной перевал. Склон горы обрывистый, он уходит вертикально вниз.

На заднем плане прописаны черные скалы. Они такие высокие, что буквально касаются облаков, а их неприступный вид испугает кого угодно. Но они – уже пройденный этап, а значит, самое худшее осталось позади.

Солдаты идут строем: позади еще видны их четкие ряды, но первые воины уже не могут маршировать, они просто катятся вниз по отвесному снежному склону. На их лицах написан страх, но вместе с ним лихая отвага. Воины осознают опасность, но настолько доверяют своему командиру, что готовы шагнуть в пропасть по его приказу. Именно в этом обожествлении командира заключается сила и мощь русской армии. Глаза солдат широко раскрыты – это свидетельствует о готовности храбро встретить любую опасность.

Сам полководец расположен в левой части холста. Он сидит верхом на лошади, одновременно натягивая поводья и размахивая своей треуголкой. На его лице ни тени страха, лишь улыбка, которая вселяет уверенность в солдат. Они отвечают ему такой же удалой улыбкой и шагают вниз.

Современники критиковали живописца за изображение обнаженных штыков, но в данном случае штыки скорее символ, чем реалистичная деталь. Таким образом художник акцентирует внимание на том, что схватка с горными вершинами и суровой природой – не менее тяжелая и кровопролитная, чем ближний бой с врагами. Но несмотря на препятствия и потери, солдаты не теряют боевой дух.

Полотно Василия Сурикова Переход Суворова через Альпы не является точной реконструкцией событий столетней давности. Оно рассказывает о силе духа, героизме и смелости русских солдат, служит напоминанием об их бесстрашной удали.

Именно в картине «Переход Суворова через Альпы» Суриков смог показать во всей красе и величии мужество и дух российских солдат, которые совершают поистине великий подвиг, переходя опасный путь через горы. Надо отметить, что тема героизма присуща творчеству Сурикова, потому как в своих картинах он весьма часто изображал людей мужественных и совершающих героические поступки во имя чести и славы своего народа.

Многие искусствоведы рассказывают, что динамичный и яркий характер этой и многих других картин художника обеспечивает его происхождения, потому как сам Суриков – уроженец сибирского города Красноярск, принадлежащий к старинному казаческому роду, и потому именно эти черты в его работах подчеркнуты больше всего.

На самой картине на переднем плане изображен сам Суворов как истинный предводитель своих солдат, готовый пойти с ними и в огонь, и в воду, и демонстрирующий, таким образом, свое единение с простым народом.

Кроме того в картине четко виден подчеркнутая высокая психологическая составляющая происходящего, которая прежде всего обозначена в разнообразных выражениях лица солдат, стремящихся во что бы то ни стало, но исполнить свой долг перед отечеством.

Кстати сама картина была раскритикована в свое время известным знатоком военного дела Верещагиным за неправдоподобность многих деталей в поведении солдат и самого Суворова, однако Суриков отверг эту критику, заявив о том, что правдоподобность в ней сознательно была убрана и на первый план был поставлен именно героизм и мужество солдат и их командира.