Работа «Княгиня Ольга Василия Сурикова встречает тело князя Игоря» не закончена и считается лишь эскизом. Данная картина написана Суриковым Василием Ивановичем на историческую тематику. Мы видим здесь весьма известный и узнаваемый сюжет из истории Древней Руси. В X веке князь Игорь отправился со своей дружиной взимать дань с древлян, но непокорные подданные взбунтовались и убили князя. Его бездыханное тело привезли к овдовевшей княжне.
Знание истории этого события помогает понять данную работу Сурикова. Здесь изображено княжеское войско. Все мужчины вооружены. У каждого на поясе висит оружие, на спинах или в руке солдаты держат щиты. Некоторые воины вооружены копьями и пиками. Одежда на мужчинах не совсем военная: некоторые раздеты по пояс, на некоторых – лишь легкое платье. Позади виднеются воины на конях.
Тело князя Игоря, убитого древлянами, привезли в Киев оставшиеся в живых дружинники. Жена Игоря княгиня Ольга, теперь вдова, изображена вместе с малолетним сыном Святославом. В ее облике скорбь уступает место гневу и решимости мстить врагам. По летописям известно, что месть Ольги отличалась изобретательностью и жестокостью. В частности, при осаде столицы древлян, Искоростеня, она попросила жителей города представить ей в качестве откупа от каждого двора по три воробья и три голубя. К каждой птице Ольга приказала привязать тряпочку с зажженной серой, а затем выпустить. Птицы полетели в свои гнезда, и город сгорел. Этим Ольга показала себя как решительная и мудрая правительница, умеющая мстить за кровные обиды, что было высоко оценено соплеменниками.
Перед воинами расположились женщины. Такая расстановка фигур очень символична. Для женщины в те года потерять мужа – большое горе. Вдова не сможет сама прокормить ни себя, ни детей, она обречена на жалкое существование. Поэтому все женщины изображены на коленях, как бы в позе молящихся. На лицах видна скорбь и сожаление. Также художник хотел показать нам, что убийство князя – это не только утрата для княжны Ольги. Все женщины, образно говоря, теперь остались без покровителя.
Несмотря на то, что работа не закончена и многие фигуры, и лица не прорисованы, нам понятен настрой людей. Художник показал не только скорбь, но еще и бушующую страсть, жажду отмщения, злость. Центральная фигура полотна – княгиня Ольга. Одной рукой она придерживает своего малолетнего сына. Вторая же ее рука – это призыв начать кровавую войну.
На переднем плане изображено тело убитого князя Игоря. Мужчину положили на узорчатый ковер и накрыли светлой простыней. Задний план работы не прорисован.