Эта картина далась автору непросто, он писал ее года четыре. Закончил над ней работу только в 1895 году. Ведь он совсем не случайно решил написать именно эту картину, потому, что очень значимым оказалось для России освобождение от татарского хана. Помимо этого, сам автор был рожден на Сибири, поэтому испытывал глубокие чувства к своей Родине.
На полотне картины Василия Сурикова Покорение Сибири Ермаком изображено сражение отряда отважного Ермака с кучумовцами. Четко видно, что русские берут «верх». Сам же герой никак не выделен художником, как бы сообщая о том, что полководец не слишком-то и выделял себя из отрядов своих воинов. Единственное, что выдало нам атамана, это его рука, точнее жест, который твердо и решительно направляет свои войска на битву и в атаку.
На картине изображено решающее сражение дружины Ермака с многочисленными полчищами хана Кучума. Две стихии столкнулись у крепости Искер на реке Иртыш. Казацкие струги подошли к берегу, воины, проделавшие долгий путь, штурмуют крутые берега. Суриков изобразил близкий бой, лишь пороховой дым отделяет казаков от татарских полчищ. Вдали виднеется ставка Кучума, по холму несется ханская конница. Под образом Спасителя изображен Ермак, облаченный в доспехи. Не боясь вражеских стрел, повелительным жестом руки он направляет отряд на врага. В интервью Максимилиану Волошину художник говорил: «А я ведь летописи и не читал. Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать — вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже».
Суриков работал над грандиозным произведением четыре года. Летом 1892 года художник совершил поездку в Сибирь «для списывания инородцев». В 1893 году на Дону в станице Раздорской исполнил многочисленные эскизы для картины. В письмах к близким он отмечал: «Я написал много этюдов; все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские; должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину…». Суриков принадлежал к казачьему сословию и с детства знал народные песни о Ермаке, в которых так образно поется о том, как выплывали казаки “на Иртыш реку под высокую гору Тобольскую», о «каленых стрелах», что летели, «как часты дожди».
Впервые картина «Покорение Сибири Ермаком» (Государственный Русский Музей) была представлена в 1895 году на XXIII выставке ТПХВ и заслужила достойные отзывы современников. Полотно пожелал купить Павел Третьяков, но его приобрел император Николай II. В том же году Суриков подарил уменьшенный вариант произведения в Третьяковскую галерею. Впоследствии в коллекцию поступили эскизы к картине. Уже более века произведение Сурикова иллюстрирует многие научные и литературные описания, посвященные освоению Сибири в XVI столетии.
Лица казаков наоборот выражают бурю различных эмоций – несокрушимые воля и стремление к победе и свободе. Не важно, что битва только в разгаре, но уже четко видно, как и чем закончится сражение. Поверженные, полчища татар в панике бегут с поля битвы.
Не без скрытого умысла выбран для борьбы и мрачный пейзаж – осеннее небо в серых тонах, быстрые воды реки также не прозрачны, берег реки скользок и глинист. Глядя на это пасмурное изображение реального сражения, невольно становишься его участником, наблюдателем, болельщиком…
Отчетливыми остаются лишь блестящие стволы орудий и вспышки выстрелов вздымаются над полем битвы розовыми облачками. Особое место определено и для пятна крови. Алое пятно досталось именно казаку, как признак преданности и самопожертвования во имя Родины и чести.
Даже простой зритель, не искушенный искусством, найдет в этой картине массу чувств и переживаний, станет лучше принимать, понимать и воспринимать русскую культуру, задумается над тем, за что сражались наши предки и каких целей добивались.
Полотно «дышит» войной, всепоглощающей битвой, в которой нет ни победителей, ни побежденных. Но все равно становится понятно, что кровопролития не удалось бы избежать. Поэтому и спасителем для народа стала именно она – омывающая кровью и поливающая слезами война.
Данная картина один из великих памятников российской истории, который сохранил в себе воспоминания людей, которые нам об этом событии никогда не расскажут.