Анализ картины Василия Перова Первый чин - Перов В. Г.
Анализ картины Василия Перова Первый чин

Анализ картины Василия Перова Первый чин

Популярная ученическая работа Василия Перова «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» принесла Василию Перову в 1860 году довольно-таки значимую для него награду. Работа представлена в жанре некой сатиры на новоиспечённых чиновников, в которой заложен особый смысл, актуальный и по настоящее время.

Начав изучать картину, мы видим обыкновенную комнату с картинками и часами на стене, в углу находятся иконы, на столе стоит самовар. Всю эту обыденность разбавляет утренняя суета, ведь сын дьячка получил чин коллежского регистратора и по этому поводу пришел портной с новым мундиром, чтоб осуществить примерку. Весь акцент картины заключён в выражении лица главного героя. Он стоит, гордо подняв голову и выставив ногу вперёд, однако, Перов изображает его носок дырявым, чтоб показать, на сколько, быстро меняется человек, получив даже незначительное повышение.

На заднем фоне мы видим мать с отцом, которые без ума от счастья, что сын пошел по правильному пути и уже представляют, как его ждет новая роскошная жизнь, в женах будет невеста из богатой семьи, высокие чины и дорогие подарки от подчинённых. Образ главного героя взят из жизни автора, им оказался соседский дьячок, а в портном, изображенном на картине, товарищи узнали портного, который обшивал их в училище.

Отцом художника был барон Криденер, служивший прокурором в далекой сибирской губернии. Герб Криденеров изобилует королевскими лилиями, единорогами и розами, что свидетельствует о древности и знатности. Из Криденеров вышло много блестящих дипломатов, служивших Российской империи в Новом и Старом Свете.

Мать героя — Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать. А больше ничего не известно.

Несмотря на то, что вскоре после рождения Василия барон Криденер и Акулина Иванова обвенчались, ни фамилию свою, ни титул отец своему первенцу не смог передать. Василий был приписан к арзамасским мещанам с фамилией Перов.

С самого рождения Василия семья Криденера постоянно куда-то переезжала. Поначалу это было связано со службой отца, затем, после скандала в Архангельске (барон Криденер был человеком образованным и воспитанным, но вот на язык весьма несдержанным) из-за сатирических стихов, описывающих всех фигурантов губернской администрации, службу пришлось оставить. Теперь скитания семьи были связаны с поисками новой службы. Петербург, Ливонские губернии, Самара, Арзамас — везде жить приходилось у многочисленных родственников, что не делало атмосферу в семье полностью счастливой.

Наконец, когда барон потерял всякую веру, к нему поступило предложение поступить на службу управляющим большим имением. Видя увлечение сына рисованием, отец решает отдать его в частную школу Ступина в Арзамасе. Два раза в неделю мальчик посещал занятия в школе. Через три месяца учение закончилось (однокурсники взяли с собой 13-летнего Перова на именины некой прелестницы, после чего в родной дом извозчик привез совершенно пьяного подростка и мама сказала: «Нет!»). После того, как место управляющего барон потерял (ну не мог сдержаться Криденер от колкостей), семья снова переезжает в Арзамас и размещается на квартире как раз напротив школы Ступина. На этот раз мама из вида сына не выпускала и учеба возобновилась.

В 1853 году 20-летний Перов поступает в Московскую школу живописи и ваяния. Обучение он начинает под руководством опытного педагога Васильева, который быстро разглядел недюжинный талант в новом студенте и всячески ему помогал. Уже во время учебы Перов получает малую серебряную медаль за скромный эскиз. Потом их будет много — медалей. Но эту, первую, художник всегда вспоминал с особой теплотой. Последней ученической работой становится картина «Первый чин», которая принесла молодому художнику малую золотую медаль.

По окончании училища, Перов своими работами сильно будоражит общество: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах» — каждая работа — обличение, каждая — как выстрел в лицемерие, ханжество, малодушие. Над головой Перова начинают сгущаться тучи, Священный синод раздражен и раздосадован. Только большая золотая медаль академии, получение стипендии и отъезд в Европу утихомирили страсти. Юность закончилась.

Перову за границей было скучно, несмотря на несколько замечательных работ, привезенных оттуда. Он даже обращается к Академии с просьбой о разрешении вернуться досрочно. Россия была ему необходима для вдохновения, для воплощения идей, для жизни.

На родине художник работает весьма плодотворно. Скоро о новом таланте заговорила критика и прогрессивная общественность. Каждая картина вызывает бурю восторгов среди литераторов и молодежи, а также бурю негодования у консерваторов. Сюжеты картин «Тройка», «Деревенские похороны», «Утопленница», «Последний кабак у заставы» обличают, вопиют, призывают. В каждой работе читается отношение самого автора к происходящему, его гражданская позиция, его боль.

Одновременно Перов создает целый ряд блестящих работ рассказывающих о быте и радостях простых людей. Картины «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник» радуют зрителя своей прозрачной радостью, атмосферой любви и веселья.

Отдельно стоит сказать о плеяде гениальных портретов, написанных художников в период расцвета. Достоевский, Рубинштейн, Островский, Майков, Даль — Перов оставил потомкам глубокие психологические портреты талантливейших людей своей эпохи. Тех, кем гордится Россия.

Перов не только великий художник, но и не менее великий педагог. Под его руководством в московском училище живописи и ваяния вырос не один десяток художников, составляющих гордость русского искусства.

Неполные полвека отпустил Господь Перову на земную жизнь. Чахотка, болезнь в то время неизлечимая, прервала творческий путь великого мастера. Маленькая больница в деревне Кузьминки под Москвой стала последним пристанищем живописца. Прах его ныне покоится на кладбище Донского монастыря.

Василий Перов наглядно показал в своей картине «Первый чин» как человек, который стоит ещё босиком и весь оборванный, очень быстро начал зазнаваться и ощущать силу нового звания. Художник настолько точно передал этот момент примерки, продумав каждый элемент интерьера, что создаётся впечатление, будто мы знали жизнь героев до происходящих перемен в их жизни и уже можем угадать грядущее будущее. Картина словно оживает и превращается в историю, наполненную существующей реальностью.