Картина Василия Перова Последний кабак у заставы - Перов В. Г.
Картина Василия Перова Последний кабак у заставы

Картина Василия Перова Последний кабак у заставы

Изобразительная деятельность Василия Григорьевича Перова перетерпело массу перемен, связанных со стилистическими чертами: мастер отказался от большого числа направлений, которые связаны с персонажами, гротеском пестротой колорита.

Гамма картины Василия Перова Последний кабак у заставы становится сложной, а сюжет раскрывается при помощи колористического заключения, образного психологического настроения и красочной выразительности. Ранние творения художника включают в себя некую карикатуру жизни и духовенства. Сатира постепенно уходит на второй план, и ей на замену приходит экспрессивная направленность и достижение больших человеческих объёмов.

Работа создана в тёмных красках, только лишь руки пламени в окошках будто пробуют пробиться во внешний мир, и делают сплошное беспокойное состояние. Кабак и храм – два пространства, где человек имеет возможность согреться в зимнюю стужу. 1-ое, по текстам самого Перова, – «яма похоти», жестокое пламя которого наполнило собою все этажи жилищ.

В этой, такой привычной, естественной сцене Перов собрал все архетипы русской жизни – зима, стужа, кабак, пьяная гульба, жестокосердное полицейское государство (его символизируют обелиски заставы, увенчанные двуглавыми орлами), бесконечная дорога, которая «не идет к храму» (неприметная церковь на дальнем плане картины изображена в стороне от столбовой дороги).
В рассуждениях о живописи Перова редко вспоминали о том, какими художественными средствами художник достигал того или иного впечатления. И публика, и критики сразу начинали говорить о тех коллизиях реальной жизни, которые стоят за картиной, предшествовали изображенному моменту или случатся позже. Перов прекрасно владел словом и названия своим картинам давал короткие и точные. Это первый ключ к пониманию картины, указание направления истолкования изображения.
«Его картины приковывают зрителя своей серьезностью, – писал Александр Бенуа, – заставляют его прочесть себя от начала до конца, и зритель отходил от них, получив своеобразное наслаждение, похожее на то, которое получается по прочтении меткого и тонкого психологического анализа, – наслаждение, в сущности, не художественного порядка». Действительно, о формальных достоинствах работ Перова перед его произведениями не думаешь, захваченный эмоциями. Его феноменальная способность к эмпатии как будто передается зрителям, они открывают эту способность в себе, сочувствуя и сопереживая его героям.
Художественные приемы, тщательно отобранные и глубоко продуманные Перовым, скрыты, не кричат о себе, мастер не стремится поразить «щегольством кисти» как художники салонного круга, но проникнуть в сердце зрителя, пробудить в нем «чувства добрые», сочувствие к «униженным и оскорбленным».

Густой снегопад, беспорядочно испорченный санями, грязь, которая очертила всю проезжую часть возле церкви, информативно показывают, какое убежище выбрали для себя путешественники. Здесь фермеры прогуливают денежные средства, которые заработали за день. И, по всему, собственного супруга дожидается на санях посиневшая от холода крестьянская женщина.

От творения исходит мороз, тёплый полутон существует в изображении пригородного кафе, и кусочка невесёлых небес, они изображены за церковью.

Мрачные, тёмные и карие цвета только увеличивают чувство беспомощности и холода, оттого, что нигде нет просветов в судьбе человека. Картина уже не влечёт за собой сатирические пороки и общественные мнения, а лишь резюмирует горькие истины о том, что невозможно усовершенствовать жизнь в родной стране. Перов по- настоящему проникся душой и кистью к человеческой проблеме.