Помимо славы великолепного портретиста В. Г. Перов приобрел известность благодаря написанию реалистичных жанровых сценок. Ранее 1870-х годов он работал в основном над полотнами, имеющими социальную направленность и обличительный характер. Позднее же русский живописец обратился к описанию повседневной жизни простых людей, часто в ироническом ключе. Именно такой является картина «Рыболов» 1871 года.
На холсте В. Г. Перова Рыболов мы видим несколько отдельных композиционных планов. Главная фигура картины – пожилой мужчина на берегу озера, занятый рыбной ловлей. Он слегка присел, повинуясь желанию дождаться клева. Взгляд старика неотрывно устремлен за пределы изображения, там, где по логике картины находится поплавок удочки.
С глубоким психологизмом Перов показал увлеченного рыбака. В облике персонажа читается, будто весь окружающий мир перестал существовать, – настолько он погружен в процесс ловли.
По одежде рыбака можно понять, что принадлежит он к зажиточным купцам или помещикам: вокруг шеи повязан красивый яркий платок, сапоги вычищены до блеска, рубашка опрятная, а голову венчает модная шляпка.
Сильным контрастом выступает дальний план. Скромно одетый и угрюмый мужчина надевает наживку на крючок. Зритель невольно понимает, что первый человек рыбачит ради развлечения, а второй для серьезного дела – добычи пропитания.
Отдельным планом выступает область вокруг фигуры увлеченного рыбака. Перов детально проработал натюрморт с рыбацкой утварью: кувшин, жестяная банка, сачок, несколько удочек.
В верхней части полотна белеет утреннее небо. Молодые березки раскинули зеленые ветви на пригорке.
В атмосфере картины «Рыболов» ощущается счастливая гармония человека и природы. Эта прекрасная работа Василия Перова находится в московской Третьяковке.
Произведение написано в ярких тонах, что придает ему реалистичность. Изобразив ремесло по ловле рыбы, так как это делали в те времена и возможно делают до сих пор. Сам художник любил рыбалку, и весь процесс который касается ловли рыбы, ему был знаком хорошо.
Вообще Перову удавались на славу картины, в которых он изображал быт простых людей и их нравы.
На картине мы видим пожилого человека, у которого на лице удивление. Яркий платок, повязанный на шее рыболова, привлекает внимание. Удивительно, но художник нарисовал главного героя не крестьянина и не рабочего, а мужчину, который живет в достатке, и в свободное время занимается ловлей рыбы. Человек очень опрятно одет и хорошо выглядит. В его взгляде нет усталости или тоски, напротив его взор игрив и непринужден, видно, что он увлечен процессом. Так же привлекает внимание количество рыбацкой утвари. На картине все изображено так, что если вдруг что-то понадобиться старичку он это с легкостью возьмет и ему не нужно тянуться.
В картинах Перова 1870-х годов уже нет ни прежних героев – носителей остросоциального конфликта, нет ни страстного обличения, ни критики, нет и откровенной дидактики и ясной просветительской направленности, что было характерно для его произведений предыдущего десятилетия, таких как «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Проводы покойника», «Тройка». В поисках нового положительного героя художник обращается к образу простого обывателя, обычного человека, в образе и занятиях которого художник находит новую привлекательность. «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным уголкам России», – писал об этих картинах художественный критик В. В. Стасов.
Одна из них – «Рыболов», показанная на первой передвижной выставке в 1871 году. На картине предстает старик, увлеченный самым мирным занятием – рыбной ловлей. Центральный персонаж занимает собой почти все пространство холста, к нему привлечено все внимание. Герой написан с мягким юмором и особой теплотой, с подлинно «душевным отношением к человеку», как любил говорить сам Перов. Здесь уже страсти другого рода – это, по словам биографа художника, «мирные страсти». В лихо сдвинутой на затылок шляпе, с замиранием сердца следит рыболов за движением поплавка. Его азарт так силен, что все окружающее для него перестает существовать.
Как и в большинстве лучших произведений Перова этого периода – «Охотники на привале», «Птицелов» – сценка развертывается на фоне сельской природы. Тут же прекрасно написанные скромные натюрморты, изображающие нехитрую утварь рыболова: глиняный жбан, прикрытый тряпочкой, удочки с колокольчиком, который зазвенит, когда клюнет рыба.
Позади художник изобразил еще одного рыбака, который с завистью смотрит на своего конкурента и насаживает червяка посочнее, в надежде поймать большую рыбу, чтобы похвастаться перед стариком. Если приглядеться, то можно увидеть березки на фоне утреннего неба. Перов своей картиной хотел нам напомнить о гармонии и единстве человека с природой, о том, что нам нужно чаще отвлекаться от городской суеты обращая внимание на наши увлечения. Что за всем многообразием компьютерных игр, мы разучились ценить настоящее, и привыкли жить виртуальном мире и дружить с виртуальными друзьями. У нас развилась зависимость от виртуального мира.