Анализ картины Василия Перова Сцена на могиле - Перов В. Г.
Анализ картины Василия Перова Сцена на могиле

Анализ картины Василия Перова Сцена на могиле

Русский живописец В. Г. Перов изобразил на полотне в 1859 году мотив из народного фольклора. «Сцена на могиле» стала интерпретацией песни о плаче по умершему. На картине Перова изображены 3 главные героини у могилы усопшего мужчины: мать, сестра и жена.

Могила погибшего совсем свежая, над холмиком возвышается новый деревянный крест. Можно сразу заметить насколько отличается эмоциональное состояние скорбящих женщин. Мать буквально убита горем. Она прислонилась телом к могиле, будто пытаясь обнять потерянного сына.

Русский фольклор был источником вдохновения для художников на протяжении многих веков. Перед нами живописная интерпретация русской народной песни о плаче по умершему. Три женщины на могиле: мать, сестра, жена.

Безутешно горе старушки-матери, обнимает она могилу сына, словно хочет обнять его самого, не оторвать ее от деревянного креста.

Тиха и спокойна печаль сестры. Вылечит время, сотрет воспоминания, утешит она горе.

Горе молодой вдовы, кормящей грудью сироту, ушло. Хитро поглядывает она на солдата, проходящего неподалеку. О ее горе напоминает лишь траурный черный платок, практически спадающий с плеч. Скорбь ее напускная, неискренняя.

Аллегорическая композиция полна символического звучания. За свежей могилой, на которой скорбят родные люди, виднеется несколько заброшенных могил со сломанными крестами. Человеческая память коротка, смерть близкого человека, так тяжело переживаемая поначалу, с течением времени проходит, уступая место новой жизни, не прерывающейся ни на минуту.

Разницу между своими героинями автор подчеркивает цветом их одежды: мать — черный и темно-синий, сестра — светло-коричневый, жена — белый и оранжевый.

Композиционно все фигуры вписываются в треугольник с вершиной — крестом.

Небо в работе написано сложно. С одной стороны оно не безупречно чистое, с другой стороны его нельзя назвать тяжелым. Словно сама жизнь, с просветами и темными пятнами, небо лишь смягчает тяжелую атмосферу скорби на могиле, внося нотку грустного оптимизма.

Несомненно относимая к жанровой реалистической живописи, картина по своему символическому и аллегорическому содержанию явно написана под воздействием лучших образцов западной живописи эпохи классицизма. За эту работу художник был удостоен малой золотой медали училища.

Справа от пожилой женщины сидит молодая сестра. Ее печаль более сдержанная и спокойная. С бегом времени скорбь развеется, оставив место новым событиям в жизни. Молодая вдова с младенцем, кажется, вовсе не печалится об утрате. Сидя на могиле мужа, она лукаво поглядывает из-под траурного платка на проходящего недалеко солдата. Ее горе поддельное и неискреннее.

Фигуры трех женщин вписаны в композиционный треугольник. Все окружающее меркнет на их фоне, но тоже играет своеобразную роль в передаче настроения картины. Рядом заметны старые могилки. Они заброшены: без крестов, с увядающими цветами. Этот образ можно понимать как аллегорию быстротечности времени. Давние печали проходят и со временем вовсе забываются.

Небо на картине мрачное, но кое-где проглядывают участки безоблачного неба. Это вносит позитивные нотки в общую печальную картину.

Серов дополнительно подчеркнул разницу в чувствах женщин с помощью цвета. Мать облачена в самые темные одежды – черные и темно-синие, сестра одета в коричневый цвет, а овдовевшая женщина наряжена в белую рубашку и оранжевый сарафан.

«Сцена на могиле» написана в стиле реализм. Это прекрасный образец жанровой живописи, за который автор удостоился малой золотой медали. Находится в Третьяковской галерее.