Анализ картины Василия Перова Сельский крестный ход на Пасхе - Перов В. Г.
Анализ картины Василия Перова Сельский крестный ход на Пасхе

Анализ картины Василия Перова Сельский крестный ход на Пасхе

Сельский крестный ход на пасхе был Василием Григорьевичем Перовым написан в 1861 году. В это время реформ и преобразований, в год отмены крепостного права художник стремился через реалистичный сюжет передать тонкую критику современного российского общества. Он взял на себя смелость обличить некоторые пороки своих современников на этом полотне.

Эта картина смогла ввести в шок ценителей живописи того времени, вызвав целую волну гнева и возмущения. Она настолько ясно описывала сочетание быта и религиозных обрядов, что вполне могла быть убрана из музея. Притом, за это выступали не только многочисленные зрители и ценители живописи, но и государственные власти. Только заступничество Павла Третьякова спасло полотно от этой участи. На полотне изображён вечер, поэтому она не радует нас яркими красками. Можно понять, что это вечерний день великого праздника Рождества Христова. Люди, изображённые на полотне, явно хорошо отметили праздник и теперь находятся под воздействием хмеля. Даже священник явно нетрезв, его одежда в беспорядке и он нетвёрдо стоит на ногах. На самом переднем плане картины можно видеть крестьянку, что одухотворенно предаётся молитве, держа в руках икону. А вот старичок рядом с ней, несмотря на кажущуюся благообразность, явно нетрезв и держит икону кверху ногами. Остальные участники идут нетвердым шагом, но стараются держаться очень торжественно. Вся эта забавная процессия явно направляется в церковь, чтобы воздать честь и хвалу Богу. Стоит отметить, что автор не стремился подшутить над самой религией. Он всего лишь хотел показать нелицеприятность тех, кто с её помощью зарабатывает собственный авторитет и имеет власть над народом. Духовные лидеры всего лишь прикрываются яркими ризами, оставаясь такими же грешниками, как и весь народ.

Когда картина предстала перед глазами высокочтимой публика, она произвела на гостей выставки глубокий шок. Здесь религия переплетается с повседневным бытом, неодухотворенным

и прозаичным. Нелицеприятная сцена вызвала много отрицательных отзывов на долю автора, в том числе, со стороны государственной власти. Общество требовало убрать позорную картину из музея, и, только благодаря Павлу Третьякову, она осталась на своем месте.

Мы видим вечерние сумерки после празднования Воскрешения Христова. Картина, предстающая перед нашими глазами, не оставляет приятного впечатления. Все герои полотна, мягко говоря, не совсем трезвые. Священник, который захмелел и уморился, опустил глаза вниз, лицо его раскраснелось, накидка небрежно заброшена поверх одежды. Он нетвердым шагом спускается по ступеням деревянной русской избы. На первой плане крестьянка в ярком платке, которая тянет слова молитвы. Рядом с ней старичок, в руках он держит икону, которую даже не удосужился перевернуть головой вверх. Вся эта забавная, хмельная процессия держит путь в церковь.

Видеть в полотне насмешку над религией не совсем верно. Автор старался передать не глумление над верой, а лишь «мертвую» веру современного духовенства и народа. Официальные представители духовенства не ищут благословения Господа. Они нацелены на личную выгоду, которую получают за счет авторитета среди народа. Их ризы становятся своеобразным прикрытием от грехов паления нравственности.