Известный российский живописец Василий Перов обладал удивительной способностью совершенно точно передавать живые эмоции обычных, ничем не примечательных людей, работая в сложном жанре реализма. В 1866 году Василий Перов пишет знаменитую картину «Чистый понедельник», изображая на ней пожилую супружескую пару, мирно бредущую по многолюдному зимнему городу.
Исходя из названия полотна, не сложно догадаться, о чем будет повествовать нам данная картина. Присмотревшись к главным героям, мы видим их уставшие, но довольные лица, а веники в руках указывают на то, что пожилая пара, хорошо распарившись, идёт из бани, возвращаясь к себе домой. На них старая, уже довольно хорошо изношенная одежда, доживающая вместе с ними свой век. В руках старички несут свои очень скромные пожитки и узелок с едой. На шее у мужчины висит связка баранок, которые, по всей видимости, они купили с супругой к чаю, ведь после бани для них это лучший способ расслабиться.
Василий Перов изображает немолодую супружескую пару, идущую в Сандуновские бани по Звонарскому переулку. Между домами виднеется церковь Николы в Звонарях на Рождественке. Художник создает подробный рассказ о своих персонажах, детально выписывая старую шинель и истрепавшиеся края брюк отставного чиновника, поношенный салоп его жены, будто вторя словам наблюдательного современника: «Население старой Москвы не имело представления о моде. Костюмы и обычаи регулировались традициями, житейским комфортом или личным выбором». Чета основательно подготовилась, они несут узелки с чистой одеждой, веники, баранки к предвкушаемому после парной чаю. Перов пишет небольшую по размеру картину аккуратными тонкими мазками на основе четкого рисунка, используя приемы миниатюры . Привлекает и особая изысканность цветовой палитры: насыщенный серо-зеленый оттенок шинели, а также сочетание сложного розового и коричневого цветов одежды женщины.
Художник любовно передает московские городские типы с присущей ему литературной описательностью. Глядя на лица героев можно предположить, что между ними происходит не самый приятный разговор, но в целом, подобные живые сцены и зарисовки Перова служат настоящей энциклопедией быта эпохи 1860-х годов.
Взглянув на лица главных действующих лиц, создаётся впечатление их безысходности и усталости от жизни, которую приходится доживать в бедности. Несмотря на это, видно как им хорошо вместе. О чем эти милые старички ведут беседу, нам остаётся только догадываться.
Василий Перов прибегает к своей популярной технике, изображая действие посреди зимы, чтобы добавить ещё больше драматизма картине «Чистый понедельник». Используя теплые оттенки краски, художник пытается показать, насколько хорошо и тепло зимой может быть вместе двум людям, которые, даже пребывая в бедности, находят радость друг в друге.
Взяв за основу образы простых людей из народа, Перов нередко сталкивался с неодобрением общества его творческого мастерства, однако он смог совершенно точно донести основную мысль картины, используя обыкновенный житейский эпизод.