Анализ картины Василия Перова Чистый понедельник - Перов В. Г.
Анализ картины Василия Перова Чистый понедельник

Анализ картины Василия Перова Чистый понедельник

Известный российский живописец Василий Перов обладал удивительной способностью совершенно точно передавать живые эмоции обычных, ничем не примечательных людей, работая в сложном жанре реализма. В 1866 году Василий Перов пишет знаменитую картину «Чистый понедельник», изображая на ней пожилую супружескую пару, мирно бредущую по многолюдному зимнему городу.

Исходя из названия полотна, не сложно догадаться, о чем будет повествовать нам данная картина. Присмотревшись к главным героям, мы видим их уставшие, но довольные лица, а веники в руках указывают на то, что пожилая пара, хорошо распарившись, идёт из бани, возвращаясь к себе домой. На них старая, уже довольно хорошо изношенная одежда, доживающая вместе с ними свой век. В руках старички несут свои очень скромные пожитки и узелок с едой. На шее у мужчины висит связка баранок, которые, по всей видимости, они купили с супругой к чаю, ведь после бани для них это лучший способ расслабиться.

Василий Перов изображает немолодую супружескую пару, идущую в Сандуновские бани по Звонарскому переулку. Между домами виднеется церковь Николы в Звонарях на Рождественке. Художник создает подробный рассказ о своих персонажах, детально выписывая старую шинель и истрепавшиеся края брюк отставного чиновника, поношенный салоп его жены, будто вторя словам наблюдательного современника: «Население старой Москвы не имело представления о моде. Костюмы и обычаи регулировались традициями, житейским комфортом или личным выбором». Чета основательно подготовилась, они несут узелки с чистой одеждой, веники, баранки к предвкушаемому после парной чаю. Перов пишет небольшую по размеру картину аккуратными тонкими мазками на основе четкого рисунка, используя приемы миниатюры . Привлекает и особая изысканность цветовой палитры: насыщенный серо-зеленый оттенок шинели, а также сочетание сложного розового и коричневого цветов одежды женщины.

Художник любовно передает московские городские типы с присущей ему литературной описательностью. Глядя на лица героев можно предположить, что между ними происходит не самый приятный разговор, но в целом, подобные живые сцены и зарисовки Перова служат настоящей энциклопедией быта эпохи 1860-х годов.

Взглянув на лица главных действующих лиц, создаётся впечатление их безысходности и усталости от жизни, которую приходится доживать в бедности. Несмотря на это, видно как им хорошо вместе. О чем эти милые старички ведут беседу, нам остаётся только догадываться.

Василий Перов прибегает к своей популярной технике, изображая действие посреди зимы, чтобы добавить ещё больше драматизма картине «Чистый понедельник». Используя теплые оттенки краски, художник пытается показать, насколько хорошо и тепло зимой может быть вместе двум людям, которые, даже пребывая в бедности, находят радость друг в друге.

Взяв за основу образы простых людей из народа, Перов нередко сталкивался с неодобрением общества его творческого мастерства, однако он смог совершенно точно донести основную мысль картины, используя обыкновенный житейский эпизод.