Анализ картины Валентина Серова Петр Первый - Валентин Серов
Анализ картины Валентина Серова Петр Первый

Анализ картины Валентина Серова Петр Первый

Предложение изобразить на полотне самого Петра I в свое время не просто затронуло, а по-настоящему завело и сделало Серова буквально одержимым этой идеей. До этого он уже обращался к различным историческим сюжетом, но именно этот случай стал уникальным.

Об изображении Петра I на полотне Серова попросили руководители одного издания. В 1907 году одно популярное издательство И. Кнебеля официально дало заказ Серову. Суть заказа была проста – необходимо не просто изобразить на картине царя, но и изобразить одну или несколько его заслуг по части застройки и становления Петербурга.

По зыбкой, нетвердой насыпи широко, уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленное движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны.

Действие картины Валентина Серова Петр Первый разворачивается на фоне строящейся новой столицы Великой империи. На противоположном берегу золотом сверкает игла Петропавловского собора. Видны первые каменные строения, признаки города налицо. Здесь же все только начинается. Вместо будущей набережной — земляная насыпь, вместо дворцов — основы построек в строительных лесах.

К фигуре Государя приковано внимание зрителя. Все в нем символизирует силу и решимость: твердая поступь, румянец на обветренном лице, державный взгляд. Из всей группы он единственный не чувствует силы ветра. Группа сопровождающих царя подчеркивает его исключительность. Сами вельможи зябко кутаются в плащи, сгибаются перед встречным ветром.

Интересна фигура царева денщика, бережно несущего государеву треуголку. Кто этот человек с неславянской внешностью? Арапа ли Ибрагима изобразил художник? Доподлинно неизвестно. Понятно лишь то, что в новой России уже не происхождение и древность рода влияет на карьеру, а способности и преданность идее обновления державы.

Лица придворных скрыты от публики. Автор не видит необходимости придавать им некие индивидуальные черты.

Совсем рядом стоят первые корабли русского флота. Еще не готово Адмиралтейство, нет пристаней, портов, но есть главное — боевые и торговые корабли.

Корова, пьющая воду из Невы — важнейшая деталь. Таким образом, автор дает нам понять, что, одновременно с новыми постройками, постепенно налаживается и жизнь людей, которые пришли на эти берега всерьез и надолго.

В облачном небе парят три чайки, которые символизируют близость моря, к которому так стремительно продвигается новая Россия.

Цветовая гамма картины бедна. Схематично и просто передает он атмосферу великой стройки. Но благодаря этой сдержанности, зритель имеет возможность сконцентрироваться на главной мысли художника: перемены, начатые великим государем необратимы.

Историческая фигура, которая была знаменита многими своими делами, затронула Серова и не давала ему спокойно жить. Поэтому Серов, используя свойственную ему же основательность, решил запечатлеть на картине не просто образ Петра I, который был ему заказан, а нарисовать его настоящим. Другими словами, нарисовать его не припудренного и не приукрашенного.

Так как Серов решил основательно подготовиться к этой работе, он начал посещать лекции, пропадал часами и даже днями в Эрмитаже и продолжал проделывать еще много подобной или такой же подготовительной работы. Все это открыло перед талантливым художником своего времени отличную картину характера и образа личности этого императора.

И тогда Серов начал понимать, что создание флота, множество грандиозных реформ и победа над силами Шведской армии – все эти и другие события, в которых принимал участие Петр I, не должны были пройти без жертв и крови.

Поэтому мастер пера справился с поставленной задачей идеально. Картина вышла правдивой со всех сторон. Здесь был отмечен один из главных моментов его жизни – реформы, строительство и поднимание России с колен. Работу заказчики приняли, и в итоге она стала одной из самых значимых на сегодняшний день.