Одной из не менее популярных работ Василия Перова можно считать знаменитую картину «Портрет Саврасова», написанный в 1878 году. Из биографии художников известно, что они были очень хорошими друзьями, поэтому автору удалось совершенно точно передать все эмоции и внутренние переживания друга, постоянно терзавшие на тот момент Алексея Саврасова. Его жизнь была наполнена трудностями и возникающими преградами в признании обществом таланта художника.
Имя Алексея Саврасова (1830-1897) навсегда связано с одним из главных шедевров Третьяковской галереи «Грачи прилетели» (1871). Самая известная в живописном наследии картина мастера оказалась настоящим открытием на 1-й выставке Товарищества передвижников, став «душой» ее пейзажной части. Выдающийся живописец был первым художником, открывшим лирическую красоту и выразительность русской природы. Мотивы будничных, не всегда приглядных деревенских окраин, исполнены Саврасовым с искренним любованием и очарованностью духовной красотой русского пейзажа. Подобное сакральное отношение к природе будет воспето в творчестве художников следующего поколения – Исаака Левитана, Михаила Нестерова, Сергея Светославского и других.
С особой благодарностью и отзывчивостью относились к своему любимому наставнику учащиеся возглавляемого Саврасовым пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Темперамент учителя и заразительная любовь к природе во многом повлияли и на их собственное пейзажное творчество. Константин Коровин о своем педагоге писал: «Большим ростом, сильной и мощной фигурой этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем своей души – его мастерская, класс был свободнейшим учреждением Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались…».
Перова и Саврасова связывали дружеские отношения, оба преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, иногда помогали друг другу в творческой работе. Несмотря на неоконченность портрета, с проступающими контурами первоначальной композиции фигуры и едва дописанным грубыми мазками черным пиджаком, образ самого героя полотна получился пронзительным и предельно выразительным. Живое лицо, острый взгляд, приковывающий зрителя – Перову удалось передать трагизм личности Саврасова, будто предчувствуя драматичный «закат» жизни художника. Дружеский портрет был показан на посмертной перовской выставке и до начала ХХ века хранился у вдовы живописца.
Портрет Алексея Саврасова выполнен Василием Перовым в коричневых тонах, задний фон написан грубыми хаотичными мазками, пиджак Алексея Саврасова также размыт кистью, однако лицо Василий Перов прорисовывает с невероятной точностью, улавливая каждый вздох своего друга. Саврасов сидит ровно на кресле, слегка повернув голову в сторону, поэтому мы можем отчётливо рассмотреть только одну выступающую часть лица, вторая же покрыта глубокой тенью. У Алексея Саврасова на портрете хорошо выделены крупные черты лица, большой широкий нос, покатый лоб, выступающий над бровями. Черные густые волосы выглядят немного неопрятно и растрепано, нижнюю часть лица покрывает борода, присущая всем художникам прошлой эпохи.
Саврасов угрюмо поглядывает на нас с портрета, словно готовясь выслушать очередную порцию критики о его работах, которые высшее общество не хотело принимать, несмотря на великий талант этого человека. В его картинах не было всей той напыщенности и роскоши, которую хотели видеть вокруг себя, ведь Алексей Саврасов писал обычные пейзажи русской природы.
Василию Петрову удалось передать весь драматизм жизни друга в одном портрете. Глядя на лицо Алексея Саврасова, чувствуется мощь и сила великого художника, однако пристально всмотревшись в темные глаза, приходит понимание, на сколько, чувственна и ранима его тонкая душа.