Анализ картины Василия Перова Портрет Алексея Саврасова - Перов В. Г.
Анализ картины Василия Перова Портрет Алексея Саврасова

Анализ картины Василия Перова Портрет Алексея Саврасова

Одной из не менее популярных работ Василия Перова можно считать знаменитую картину «Портрет Саврасова», написанный в 1878 году. Из биографии художников известно, что они были очень хорошими друзьями, поэтому автору удалось совершенно точно передать все эмоции и внутренние переживания друга, постоянно терзавшие на тот момент Алексея Саврасова. Его жизнь была наполнена трудностями и возникающими преградами в признании обществом таланта художника.

Имя Алексея Саврасова (1830-1897) навсегда связано с одним из главных шедевров Третьяковской галереи «Грачи прилетели» (1871). Самая известная в живописном наследии картина мастера оказалась настоящим открытием на 1-й выставке Товарищества передвижников, став «душой» ее пейзажной части. Выдающийся живописец был первым художником, открывшим лирическую красоту и выразительность русской природы. Мотивы будничных, не всегда приглядных деревенских окраин, исполнены Саврасовым с искренним любованием и очарованностью духовной красотой русского пейзажа. Подобное сакральное отношение к природе будет воспето в творчестве художников следующего поколения – Исаака Левитана, Михаила Нестерова, Сергея Светославского и других.

С особой благодарностью и отзывчивостью относились к своему любимому наставнику учащиеся возглавляемого Саврасовым пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Темперамент учителя и заразительная любовь к природе во многом повлияли и на их собственное пейзажное творчество. Константин Коровин о своем педагоге писал: «Большим ростом, сильной и мощной фигурой этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем своей души – его мастерская, класс был свободнейшим учреждением Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались…».

Перова и Саврасова связывали дружеские отношения, оба преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, иногда помогали друг другу в творческой работе. Несмотря на неоконченность портрета, с проступающими контурами первоначальной композиции фигуры и едва дописанным грубыми мазками черным пиджаком, образ самого героя полотна получился пронзительным и предельно выразительным. Живое лицо, острый взгляд, приковывающий зрителя – Перову удалось передать трагизм личности Саврасова, будто предчувствуя драматичный «закат» жизни художника. Дружеский портрет был показан на посмертной перовской выставке и до начала ХХ века хранился у вдовы живописца.

Портрет Алексея Саврасова выполнен Василием Перовым в коричневых тонах, задний фон написан грубыми хаотичными мазками, пиджак Алексея Саврасова также размыт кистью, однако лицо Василий Перов прорисовывает с невероятной точностью, улавливая каждый вздох своего друга. Саврасов сидит ровно на кресле, слегка повернув голову в сторону, поэтому мы можем отчётливо рассмотреть только одну выступающую часть лица, вторая же покрыта глубокой тенью. У Алексея Саврасова на портрете хорошо выделены крупные черты лица, большой широкий нос, покатый лоб, выступающий над бровями. Черные густые волосы выглядят немного неопрятно и растрепано, нижнюю часть лица покрывает борода, присущая всем художникам прошлой эпохи.

Саврасов угрюмо поглядывает на нас с портрета, словно готовясь выслушать очередную порцию критики о его работах, которые высшее общество не хотело принимать, несмотря на великий талант этого человека. В его картинах не было всей той напыщенности и роскоши, которую хотели видеть вокруг себя, ведь Алексей Саврасов писал обычные пейзажи русской природы.

Василию Петрову удалось передать весь драматизм жизни друга в одном портрете. Глядя на лицо Алексея Саврасова, чувствуется мощь и сила великого художника, однако пристально всмотревшись в темные глаза, приходит понимание, на сколько, чувственна и ранима его тонкая душа.