Анализ картины Алексея Венецианова Автопортрет - Венецианов Алексей
Анализ картины Алексея Венецианова Автопортрет

Анализ картины Алексея Венецианова Автопортрет

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в купеческой семье. Предки его были выходцами из Греции, переехавшими в Россию в первой половине XVIII века.

Мальчик учился в одном из московских пансионов и рано начал интересоваться живописью. Он самостоятельно копировал картины старых мастеров и рисовал своих друзей. Сначала ему помогал некий старый художник Пахомыч, который научил его готовить краски и натягивать холсты. Так же юный Алексей неплохо рисовал пастелью.

В 1807 будущий художник переезжает в Петербург и поступает на службу в Почтовую канцелярию. В свободное время он ходит в Эрмитаж, где изучает и копирует работы известных живописцев. Известно, что молодой Венецианов брал уроки у В. Л. Боровиковского.

В начале своей карьеры Алексей Григорьевич работал как портретист. В это же время Венецианов решил издавать журнал карикатур, но его выпуск был запрещен цензурой.

В феврале 1811 года Венецианов представил на суд Академии художеств свой автопортрет, написанный маслом. За эту работу его назначили в слушатели Академии, а уже в сентябре за портрет К. И. Головачевского дали звание академика.

Во время войны 1812 года Венецианов выпускает ряд гравюр с карикатурным изображением французомании русского дворянства. Также художник продолжает писать портреты современников и героев прошлого.

В конце 1810-х живописец обращается к образам крестьян. В это время он женится на М. А. Азарьевой и покупает на имя жены небольшое имение — села Трониха и Сафонково в Тверской губернии. Вскоре у Венецианова рождаются две дочери Александра и Фелицата.

В 1819 А. Г. Венецианов в чине титулярного советника оставил службу и посвятил себя полностью живописи. Он поселился в своем имении и стал писать картины из крестьянского быта.

В 1824 Венецианов едет в Петербург, чтобы показать свои новые работы обществу на академической выставке. Картины его были восприняты благосклонно. Художник принимает решение получить звание профессора живописи, однако Художественный совет отклоняет его работы. Его картины «Гумно», «Очищение свеклы» и «Утро помещицы» были выкуплены императором Александром I.

В 1825 году художник вынужден вернуться в свое имение и заняться хозяйством. Там у него появился замысел обучать живописи талантливых крестьянских мальчишек. Некоторых из них художник выкупал у их хозяев. Он содержал их за свой счет, возил в Эрмитаж. Из учеников Венецианова впоследствии вышло много известных художников.

В 1828 году император Николай I вызвал Венецианова в Петербург для исполнения одного деликатного поручения. Необходимо было переписать портрет А. Н. Голицына, испорченный английским художником Джорджем Доу. Исполнив поручение царя, Венецианов добился также освобождения крепостных художников англичанина.

В 1830 А. Г. Венецианов обратился за финансовой помощью к императору. Ему требовались деньги на существование художественной школы и своей семьи. Император удовлетворил ходатайство. Художнику выделили разовую выплату и пригласили на аудиенцию к царю. Алексея Гавриловича наградили орденом Святого Владимира 4-й степени и присвоили звание «художник государя императора» с выплатой ежегодного жалования.

После смерти жены художник полностью посвятил себя своим ученикам. В своем имении он построил специальный павильон, где проводил занятия. Для старших учеников он находил заказы на написание церковных иконостасов. На вырученные деньги закупал материалы, а также еду и одежду для воспитанников. Ученики ехали к нему со всей страны. Тем, кого он не мог взять к себе на обучение, Венецианов давал деньги на покупку материалов.

Уже пожилой мастер больше времени уделял своей просветительской деятельности. Сам он писал все меньше работ. В Петербурге он стал публиковать свои статьи, посвященные современным художникам. Среди них многие стремились завести знакомство с Венециановым. Иногда он писал портреты своих петербургских знакомых.

Зимой 1843 художника разбил паралич, от которого он с трудом оправился. Венецианов с печалью наблюдал, как открытый им «крестьянский» жанр становится модным. Молодые живописцы стали рисовать не правду, а красивые картинки, в угоду зрителю. К тому времени художника лишили ежегодного жалования, имение его было заложено. Он устроил аукцион своих работ, и почти все они были раскуплены. Однако собранной суммы едва хватило, чтобы рассчитаться с долгами и на пожертвование петербургской детской больнице.

Все прошения художника о разрешении преподавать в Академии художеств были отклонены. Последние годы своей жизни Венецианов провел в своем имении. Он уже никуда не выезжал, его не интересовала столичная жизнь, да и о нем уже стали все забывать. Умер художник зимой 1847 года в результате несчастного случая. Лошади понесли сани. Венецианов попытался их остановить, но запутался в поводьях, и лошади протащили его тело по земле.

Смерть мастера осталась незамеченной в Петербурге, но он оставил глубокий след в русском искусстве, первым воспев простого крестьянина и предоставив дорогу в жизнь многим своим ученикам.

Алексей Венецианов был очень одаренным, однако, только на свой дар он не полагался. Еще с юности молодой человек стремился к обучению художественному мастерству. Сначала он обучался самостоятельно, а позже стал учеником Боровиковского.

Талант молодого человека трудно было не заметить, ему особенно удавались портреты, и очень скоро Венецианов стал востребован. В коллекции его картин есть портреты Карамзина, Гоголя, Кочубея. Писал художник и портреты обычных, деревенских жителей («Жнецы», «Спящий пастушок», «На пашне»).

В 1811 году Алексей Венецианов написал свой «Автопортрет». Эта работа стала одной из известных и ярких его картин.

Используя, практически, только коричневый цвет и его оттенки, живописец создал удивительно живой образ, с точностью передал не только полное, безупречное сходство, но и свое душевное состояние.

Все полотно пропитано аурой благородства, достоинства, вместе с тем, ответственности и готовности к делам, работе, поступкам.

Тонкая оправа не скрывает, а напротив, подчеркивает большие, внимательные глаза. Их глубокий взгляд, спокойная линия бровей показывает нам человека, увлеченного своим делом.

Мягкий подбородок и крепкие губы говорят о доброте, сердечности, но не слабоволии. Белоснежный ворот подчеркивает обязательность и дисциплинированность самого Венецианова.

В руке кисть, ведь работа всегда занимала у Алексея Венецианова главенствующую роль в жизни. Вот и на «Автопортрете» он изображен за работой. Пальцы на кисти лежат легко, свободно- так, как он и писал свои картины- свободно и легко.

«Автопортрет» выхватил лишь мгновение из жизни художника, но описан этот миг настолько ярко, что невольно ждешь вопроса или движения. Художника, будто бы, только окликнули, он отвлекся ненадолго, чтобы выслушать собеседника, а потом вновь углубиться в свой удивительный мир живописи.