Венецианов многие свои полотна посвящал радостям и трудностям крестьянской жизни, воспевал тяжелый труд простых людей, любовь к природе. В его работах жизнь крестьян была наполнена яркими красками и внутренней гармонией, но при этом живописец старался не слишком отрываться от реальности.
Его картину «На пашне. Весна» при всей ее реалистичности, критики рассматривали как аллегорическое произведение. Это не простая жанровая сцена, а напевная песня, рассказывающая об окончании суровой зимы, зарождении жизни и всеобщей радости.
Большую часть холста занимает нежно-голубое небо с неторопливо плывущими по нему облаками. Низкая линия горизонта, прозрачная небесная голубизна дают ощущение невероятного простора и той свежести, какая бывает только в начале весны.
По невспаханному полю идет молодая крестьянка. Босыми ступнями она едва касается земли, нарядное красное платье с золотым шитьем трепещет на ветру, а голову, подобно короне, венчает кокошник. Ее фигура преувеличенно массивна, даже лошади, которых она ведет под уздцы, кажутся уменьшенными. Эта девушка – сама Весна, об этом говорит пластика ее фигуры, гармония цвета, подчеркнуто неземная легкость.
Запряженные лошади тянут борону, оставляя за собой след влажной вспаханной земли. Идиллический характер картины нарушают реалистичные детали – тяжелая серая почва с обилием камней, огромные валуны и жидкие кусты на заднем плане. На горизонте видны фигуры других работающих крестьян, но они совершенно ирреальны, словно вот-вот растворятся в воздухе.
В правом углу прямо на траве сидит маленький ребенок в тонкой белой сорочке. Этот малыш – символ новой жизни, следующего витка природы, наступающего каждый год. Пока ребенок занят своей немудреной игрой, но скоро его ножки окрепнут, он встанет и побежит вслед за матерью. А за ним окрепнут и наполнятся жизнью молодые побеги, ростки, стебли.
Все произведение пронизано радостью возрождения, ликованием проснувшейся природы.
Картина «На пашне. Весна» дает яркое представление об особенностях жанровой живописи А. Г. Венецианова и является одним из его лучших произведений. Статная крестьянка в сарафане босиком величаво шагает по пашне и ведет за собой двух лошадей, тянущих борону. Низкая линия горизонта, редкие кусты и небольшие камни на поле придают женской фигуре монументальность.
Подробно и реалистично написан пейзаж: прозрачное светло-голубое небо, осязаемо влажная темная земля и открытые просторы бескрайнего поля. Гармоничное соединение правды жизни и романтичного вымысла создает основу всего произведения.
Мотив картины прост и казалось бы, понятен, но важно проникнуться тем временем и укладом жизни, чтобы прочувствовать всю глубину сюжета.
История хранит много тайн и загадок, которые каждый разгадывает по-своему.
Весна, распаханное поле, первые листочки пробивающейся зелени – всё говорит о том, как природа пробуждается. Крестьянка в красивом сарафане плавно передвигается по пашне, ведя под уздцы лошадей. Она изображена босыми ногами, словно в танце передвигающимися по пашне. На ней нарядный кокошник, который в данной интерпретации символизирует весну, вызов природе. Женщина полна энергии и сил, она готова горы свернуть, после долгой зимы.
На переднем плане играет малыш – художник выделяет материнство с большой буквы этого слова. Он одет легко и спокойно играет, земля матушка действует на него успокаивающе.
Весна в разгаре, работы не початый край, несмотря на это женщина абсолютно спокойна, она наслаждается своей работой. Венецианов изобразил природу так, что она полностью вливается в уклад жизни работящего крестьянского народа, они едины. Художник хотел показать красоту и единство природы с человеком, их полное взаимопонимание и гармонию. Русская земля представлена такой, какая она есть на самом деле, здесь нет выдумки и лицемерия.
Автор раскрывает перед зрителем девственную красоту природы, которая достойна пера великих художников. Картина выставлена в Третьяковской галерее в Москве, любой желающий может её там увидеть и понять смысл бытия русского народа.