Анализ картины Алексея Венецианова Кормилица с ребенком - Венецианов Алексей
Анализ картины Алексея Венецианова Кормилица с ребенком

Анализ картины Алексея Венецианова Кормилица с ребенком

Алексей Гаврилович Венецианов — великий русский художник, основатель бытового жанра, великолепный портретист. После переезда в деревню, посвятил себя написанию образов простых деревенских жителей. Венецианов хорошо изучил нелегкую жизнь крестьян, знал, насколько тяжел деревенский труд. Его картины исключительно притягательны, своей естественностью и искренностью. На полотне «Кормилица с ребенком» изображена дородная русская женщина, которая нежно держит дитя. Ребенок тянется к груди кормилицы, хотя на вид он достаточно взрослый для грудного вскармливания. Но мальчик еще долго будет питаться грудным молоком, дабы вырос крепким, и смог противостоять всяким болезням.

На Руси богатые люди были обязаны содержать кормилицу. Но попасть на такую работу могла только физически здоровая женщина, приятная на вид, обязательно русская и исповедующая христианство, да еще с благословения батюшки, который подтвердит ее духовную чистоту. Вскармливание и воспитание наследника, могли доверить женщине с безупречной репутацией. На картине изображена женщина, которой давно неведом тяжелый крестьянский труд. Руки ее ухожены, лицо не обветрено, тело пышных форм, она приготовилась кормить дитя. Кормилица одета в русском стиле, красный сарафан, белая рубаха, на голове кокошник, с вышитым орнаментом, в ушах довольно массивные серьги, а на шее бусы, все это свидетельствует о благосостоянии хозяев. Кормилица уверенно держит ребенка, не прижимая сильно, но и не стесняя его движений. Бусы, на первый взгляд не вписываются в наряд женщины, они больше предназначены для малыша, отвлекая его, когда он начинает капризничать. На картине ребенок, собравшийся попить молочка, как раз отвлекся игрой в бусы, зацепив их пальчиком.

Венецианов известен своими картинами, изображающими крестьянский быт. Выйдя в отставку с государственной службы художник поселился у себя в имении, где своими глазами видел жизнь крепостных крестьян. Особенно интересны его детские образы. Детей автор пишет с особой любовью и трепетом. К таким работам относится и эта картина.

На холсте изображен простой русский пейзаж: поле с пасущимся скотом; вдали виднеется лесок; прозрачное, чистое небо занимает треть пространства.

На переднем плане полотна художник разместил фигуры детей — двух девочек и мальчика. Паренек-пастух нарисован сидящим на большом камне спиной к зрителю. Он смотрит на девочек, принесших ему обед. Одна из них протягивает краюху хлеба, а мальчик протянул руку, чтобы ее взять. Скорее всего, это брат и сестры из одной крестьянской семьи.

Девочки, наоборот, написаны лицом к зрителю. Старшая, в синем платочке, улыбаясь смотрит на брата. Другая — приобнимает ее, положив голову на плечо. Это жест очень трогательный, показывающий, как девочки дружны и как тепло относятся к друг другу и мальчику.

Одеты они небогато, но одежда чистая, опрятная. На девочках надеты длинные рубахи, по низу украшенные полосой из цветной ткани. Поверх рубах — холщовые балахоны с поясками. На головах — платки, на ногах — лапти. У мальчика есть своя шапка, которая лежит на земле на переднем плане. Это значит, что он считается уже вполне взрослым. На нем также надет балахон с кушаком и лапти.

У полотна сдержанный пастельный колорит, цвета спокойные, неяркие, что подчеркивает обыденность ситуации. Броскими цветовыми пятнами виднеются платок и полоса внизу сарафана старшей девочки, что дополнительно выделяет ее образ перед другими героями картины. Прежде всего взгляд зрителя падает на нее и потом уже замечает ее сестру, стоящую за спиной, и мальчика на переднем плане. Видно, что основной лирический посыл художник сосредоточил на ее кротком, безмятежном лице. Вторая девочка стоит как отражение первой, уже более явно демонстрируя нежность к сестре.

В руках у девчонок корзинки с грибами или ягодами. Видимо, они возвращаются из леса, который зеленеет на далеком заднем плане.

Дети крестьян рано начинали работать, помогать родителям по хозяйству. Жизнь у них была непростая, но это не мешало им заботиться друг о друге. Работа Венецианова вызывает у зрителя теплые эмоции и заставляет любоваться этой троицей.

Алексей Гаврилович одним из первых среди художников стал изображать крепостных, как людей, способных выражать благородные чувства, сильных духом и красивых душой.

Известно, что в своем имении он построил школу искусств для талантливых крестьянских детей. Кого-то из них Венецианову пришлось выкупать у других помещиков. Он много общался с крепостными и видел, что они достойны сочувствия и уважения. Это он и старался показать в своих произведениях, одним из которых является и описываемая картина.

Венецианов – признанный художник портретист, который любил и писал картины в бытовом жанре. Он учился искусству творения не только в академическом направлении, где предлагалось лишь копировать готовые работы и срисовывать с уже известных моделей, а развивался на реальных предметах. В поздние годы своей жизни, художник основал школу, которая реализовывала его идеалы.

Картины должны быть естественны и реалистичны, запечатлеть мгновение в натуральной красоте.

Не зря выбран и сюжет представленного изображения – кормилица с ребенком. Стоит отметить, что роль таких нянек была огромна на Руси. Каждая высокопоставленная семья должна была содержать и иметь при себе кормилицу, которая выкормит и выходит дитя. Попасть на такую «хлебную» должность было очень трудно. Только здоровая, крепкая и опытная женщина могла стать нянечкой для наследника дворян и государства. Обязательно русская и христианка. Обязательно женщина должна была просить разрешения у батюшки, который оценивал её моральную чистоту.

Картина изображает идеал русской кормилицы из знатной семьи. Ухоженные руки и лицо, говорит о том, что тяжелой работой она давно не занимается. Опытные руки правильно держат ребенка, позволяя тому двигаться, как хочет, но при этом, не сталкиваясь с небольшими ограничениями. Сама женщина в теле, что говорит о её крепком здоровье и наличии молока. Ребенок уже тянется к груди нянечки.

Дитя уже кажется достаточно взрослым, чтобы перестать пить молоко. Но по традиции ему предстоит еще год питаться, так как оно повышает иммунитет и способствует здоровью малыша. Кормилица сидит в традиционном русском наряде и с бусами, что говорит о самодостатке хозяев. Не привычная деталь – бусы, которые на первый взгляд кажутся лишними, играют для кормилицы необычную роль – отвлечение малыша, чтобы женщина успела расположить ребенка как надо без криков и брани.