А. Г. Венецианов в своем творчестве много внимания уделял описанию жизни крепостных крестьян. У него есть несколько полотен, посвященных полевым работам. Одно из них — «Жнецы».
Сюжет картины очень поэтичен. В короткие минуты отдыха крестьяне, мать и сын, любуются севшими на руку женщины бабочками. Возможно, такую сцену Алексей Гаврилович подсмотрел в жизни, прогуливаясь в полях возле своего имения, и она настолько впечатлила художника, что он решил создать такое произведение.
Моделями послужили реальные люди — крепостные крестьяне, мать и сын (Анна и Захар Степановы). Мальчика мы можем увидеть в другой известной картине Венецианова «Захарка».
«Жнецы» — работа светлая, наполненная тихой радостью от созерцания красоты природы. Композиционно Венецианов выводит фигуры матери и сына на первый план, они заполняют почти все пространство картины, приковывая внимание зрителей. На заднем фоне изображены колосья пшеницы.
Хоть сам сюжет несколько идеализирован, в чем ни раз критики упрекали художника, он изобразил реальных людей, со своими отличительными особенностями, индивидуальным характером. Видно, с какой любовью и уважением Венецианов пишет их.
Лицо мальчика сложно назвать красивым, оно по-крестьянски грубовато, загорело от работы под палящим солнцем. Но с каким непосредственным детским восхищением он смотрит на бабочек. Смышленое лицо его невольно притягивает взгляд. Захара Венецианов изображает, имеющим тягу к прекрасному и неподдельный детский интерес к окружающему миру. Хоть он и юн, руки его уже натружены тяжелой крестьянской долей. Но с какой нежностью он приобнимает мать, сколько в этом жесте сыновней любви.
Женщина выглядит уставшей, но ее некрасивое, простоватое лицо озаряет полуулыбка. Она терпеливо ждет пока сын налюбуется бабочками. Ее взгляд выражает заботу и материнскую любовь. Она смотрит на сына с высоты своих прожитых лет, и если для него все ново, то она понимает, что таких светлых моментов будет немного в его жизни. Художник с вниманием к деталям выписал наряд крестьянки: сарафан, белую рубаху, желтый платок. Не забыл про бусы и скромное колечко на пальце.
Бабочки нарисованы как живые, вот-вот вспорхнут и вылетят из картины. Это подчеркивает скоротечность момента встречи с прекрасным. Серпы в руках крестьян замыкают композицию, очерчивая невидимый круг и фокусируя внимание зрителя на лицах героев.
Венецианов изобразил крепостных, как людей с тонкой душевной организацией, способных переживать глубокие эмоции по отношению к природе и к друг другу. Его герои красивы внутренне, а не внешне. Не удивительно, что его работы не встретили среди современников достойного признания. Крепостные тогда находились на положении рабов. Тем не менее, Венецианов один из первых художников выразил в своих работах силу духа, достоинство, внутреннюю красоту простого народа.
Гуляя по полю, художник был впечатлен видом двух обычных жнецов, которые пленились красотой бабочек, сидящих на руке у женщины. Это были Анна Степанова и ее сынишка Захарка. Они были теми, кто позировал для художника.
Первое, что привлекает внимание — это конечно же бабочки, на которых восхищенно смотрит мальчик из деревни. Художник описал их так, что, с первого раза, по изображению не сразу ясно, нарисованы они или реальны!
На лице у мальчика, который смотрит через плечо своей мамы, мы видим радость, беспечный интерес к этим красивым бабочкам. Он еще достаточно молод и видит весь мир прекрасной композиции, как одно целое.
Мама Захарки склонила голову к сыну и отвела взгляд, благосклонно и слегка улыбаясь. Черты лица и их внешний вид отражают дружелюбие, сдержанность и усталость после нескольких часов работы.
Художник создает крестьянскую одежду с уверенными линиями: у матери — белая льняная рубашка, которая уже потемнела от работы, желтый платок на голове и русский сарафан из лоскутков, а у сына — черная простая рубашка. Серпы в руках фермеров и свежескошенные колосья за спиной нарисованы одинаковыми мазками.
Все эти элементы помогают легко проникнуться в сюжет картины. Можно просто сравнить нежное запястье и руки матери и грубые, выветренные пальцы сына или жар на лице уставшей женщины или кольцо и ожерелье крестьянки, стремящейся к красоте. Работа буквально поглощает зрителя и позволяет почувствовать атмосферу заколдованного созерцания.
Сельская жизнь вдохновляла Венецианова. Он изображает простых сельских тружеников, их быт, тяжелый труд. Одна их таких картин «Жнецы». История написания картины очень интересна. Алексей Гаврилович, как-то прогуливался полями, и его внимание привлекли два человека, которые стояли рядом и любовались на бабочек. Это были жнецы, мать и сын из той же деревни, где жил художник. Анна Степановна и Захарка, ее сын, которых увидел Венецианов, впоследствии позировали ему при написании картины. Хотя полотно называется «Жнецы», первое, что привлекает внимание — это именно бабочки, сидящие на руке Анны Степановны. Такое впечатление, что они сейчас взмахнут крыльями и улетят, настолько естественно они выглядят.
Мальчик нежно обнимает маму за плечи и с восхищением, смотрит на бабочек. Он не может быть равнодушен к такой красоте, да и окружающий мир воспринимает как красивую картинку. Женщина, наклонила голову в сторону сына, но смотрит не на бабочек, а вдаль. Она выглядит уставшей, после многочасовой работы, но не спешит отдыхать, дает время мальчику полюбоваться бабочками. Ее глаза источают доброту, скромность и любовь к сыну. В деталях воспроизведена одежда жнецов. На Анне Степановне белая холщовая рубаха, потемневшая от крестьянского труда, сарафан, шитый из лоскутов, волосы повязаны желтым платком. Сын одет в черную рубаху. За их спинами, сжатые колосья пшеницы, а в руках они держат по серпу. Сюжет очень гармоничен, самое время жнивы. Алексей Гаврилович, акцентирует внимание, на деталях. У матери нежная тонкая рука, на пальце недорогое колечко, а на шее бусы, свидетельство стремления к красоте. У сына, хотя он совсем юный, уже огрубевшие, натруженные руки. Картина захватывает своей естественностью, простотой и гениальностью.
Картина «Жнецы» – это еще один пример, подтверждающий значимость образа русского крестьянина для Венецианова. Подобных крестьян и тему жатвы мы можем заметить и на многих других его работах.
Во время прогулки по полю художник был очарован видом двух простых крестьян-жнецов, любующихся красотой присевших на руку жницы бабочек. Это были Анна Степанова и ее сын Захарка. Именно они затем и позировали художнику.
Первое, что многим бросается в глаза – это те самые бабочки, которыми деревенский паренек любуется, затаив дыхание. Алексей Гаврилович изобразил их таким образом, что при первом взгляде на картину не сразу понятно, нарисованы они или реальны!
В лице мальчика, смотрящего через плечо матери, мы можем видеть восторг, бесконечный интерес к этим пестрым бабочкам. Он еще очень молод и видит весь мир как одну прекрасную композицию, каждый элемент которой так хочется рассмотреть и познать.
Мать Захарки наклонила голову к сыну и смотрит в сторону, снисходительно и легко улыбнувшись. Черты лица и ее взгляд выражают доброту, скромность и усталость от многочасовой работы.
Густыми и уверенными мазками автор создает крестьянскую одежду: у матери – потемневшую от работы белую холщовую рубаху, желтый платок на голове и русский сарафан из лоскутков, а у сына – черную однотонную рубаху. Такими же мазками созданы и серпы в руках крестьян, и свежее скошенные колосья за их спинами. Все эти предметы помогают легко понять и проникнуться сюжетом картины.
Лаконичность картины и впечатление, производимое ею, усиливается благодаря умело подмеченным Венециановым деталям. Достаточно сравнить нежные запястья и кисти матери и грубые обветренные пальцы сына, или жар на лице уставшей женщины, или колечко и бусы крестьянки, стремящейся к красоте. Произведение буквально поглощает смотрящего, заставляя проникнуться атмосферой завороженного созерцания.