Анализ картины Алексея Венецианова Очищение свеклы - Венецианов Алексей
Анализ картины Алексея Венецианова Очищение свеклы

Анализ картины Алексея Венецианова Очищение свеклы

Можно предположить, что картина была написана осенью 1822, а зимою Венецианов привез ее в Петербург. 28 марта 1823, как это следует из документов, художник поднес Александру I «картину пастельными красками «Очищение свеклы»», за которую получил 1000 рублей. Картина тогда же была внесена в каталог ИЭ и помещена в Бриллиантовой комнате (Венецианов 1980, с. 153, 157).

Алексей Гаврилович Венецианов прославился в первую очередь как автор жанровых картин, которые и принесли ему славу. Род Венециановых берет свое начало от переселенцев из Греции. Семья будущего художника торговала саженцами и луковицами тюльпанов, но также в их лавке присутствовали и картины на продажу. Вероятно, впервые живописным искусством юный Алексей заинтересовался именно по причине наличия этих работ в непосредственном доступе. Своими картинами Венецианов воспевал крестьянский труд, показывал физическую и нравственную красоту русских крестьян. Портреты художника также имели успех у современников.

Картина «Чистка свеклы», как и многие другие произведения автора, рассказывает зрителю о значимости труда, о важности привычных будничных дел. По сути, перед нами – групповой портрет крестьян. Работа выполнена пастелью на пергаменте – такая техника придает полотну необходимую мягкость, нежность и живописность. Эта работа Венецианова открыла новую главу в истории изобразительного искусства России – Алексей Гаврилович был первым, кто серьезно отнесся к жанровым картинам, выполняя их подробно и портретно.

В центре картины – молодая крестьянская девушка, симпатичная, босая, немного уставшая от нелегкого труда. Она на время прервала работу – вероятно, склонившийся к ней парень сообщил какую-то неприятную новость. В правом углу – еще две девушки и подросток, на заднем плане – ребенок с миской еды. Практически все пространство пергамента заполнено человеческими фигурами, и лишь в прогалах между ними присутствует условный пейзажный фон. Император заплатил художнику за «Чистку свеклы» рекордную по тем временам сумму – тысячу рублей. Картина сразу же была помещена в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца.