Работы Венецианова относятся к реализму. Переехав из Петербурга в свое небольшое имение в Тамбовской губернии, художник смог близко познакомиться с бытом крепостных крестьян. Он одним из первых в русской живописи стал изображать их тяжелую жизнь. Картины Венецианова правдивы и одновременно лиричны. Он видит в крепостных живых людей, а не рабов. Показывает их душевную красоту и внутреннюю силу.
Такова и эта картина. Художник изобразил молодую крестьянку, сидящую вполоборота, лицом к зрителю. Но взгляд ее темных глаз направлен в сторону. Высокий лоб, щеки чуть тронуты румянцем, на губах застыла полуулыбка. Лицо миловидное, но усталое, плечи опущены. Видимо, художник рисовал ее после тяжелого трудового дня.
На коленях девушки рассыпаны цветки васильков, а поверх них лежат натруженные руки. Тонкие пальцы перебирают лепестки полевых цветов. Васильки в старину использовали как лекарственное растение, а еще из них делали голубую краску.
Василек считался символом скромности и простоты. Такова и молодая крестьянка. Лицо ее задумчиво. Видно, что это тихая, кроткая девушка.
Она одета довольно просто. На ней белая рубаха с широкими рукавами, синяя юбка и передник. На голове повязан платок. Вместе с тем, ее нежный образ наполнен светом. Художник любуется ее тихой внутренней красотой.
Венецианов использует непрорисованный темно-коричневый фон, который не должен отвлекать зрителя от светлого лица девушки. Ярко-синий цвет васильков поддерживают юбка и скромное ожерелье на тонкой шее. Тепла добавляют бледно-желтый фартук и косынка. Светлыми пятнами выделяются рубаха и лицо крестьянки. Мягкий, рассеянный свет падает на ее лицо и фигуру. От этого образ кажется одухотворенным и особенно лиричным.
Этот портрет простой девушки является одним из лучших в русской живописи. Венецианов смог передать красоту души молодой крестьянки, не приукрашивая ее и не создавая приторно-пасторальной картинки. Его «Девушка с васильками» являет собой образ чистый и искренний, наполненный поэзией и светом.
Своим творчеством художник поднимает «низкое» искусство до «высокого», воспеваемого академизмом. У Венецианова были сложные отношения с собратьями по ремеслу. Далеко не все художники смогли оценить значение его работ. Его считали автором «низкого жанра», изображающим крестьянский быт вместо богинь и цариц.
Однако творчество Венецианова актуально и сейчас своим гуманизмом и умением увидеть прекрасное в самом обыденном. Его полотна воспевают русский народ, показывая его лучшие качества. Художник в своих работах восхищается простыми людьми, их стойкостью перед трудностями и умением сохранить чистоту души в тяжелых условиях крепостничества.
Картина была приобретена П. М. Третьяковым у наследников известного благотворителя и коллекционера, золотодобытчика Степана Федоровича Соловьева в 1887 году. Сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Удивительной простоты портрет крестьянки. Венецианов как никто другой умело передавал на своих полотнах истинную красоту русской женщины. Простой русской девушки, которая занята васильками. Нельзя сказать, что жизнь избаловала её. Простая крестьянская одежда, платок на голове и руки, настоящие трудовые руки. Ведь тогда женщины работали на равных с мужчинами и переносили все тяготы тяжёлой работы и дома и в поле.
Мы видим грустный и усталый взгляд молодой крестьянки, и можно только догадываться чём она задумалась.
Но явно не о плохом… Может, что и приятно вспомнилось, а может что и грустное.
Но есть ещё одна загадка: как Венецианову удавалось найти такие яркие типажи? Ведь в то время не все могли согласиться на позирование. Почему-то считалось грехом позировать для художника. Было даже поверье: нарисуют – помрёшь. И ведь часто сбывалось это поверье. А сам художник часто изображал именно русских красавиц. Секрет прост: это были крепостные красавицы, так что прикажет барин то и они делали. Этим и воспользовался Венецианов для своего творчества. конечно не так вероломно, но всё же…
Но как хорошо владел кистью художник. На тёмном фоне он изобразил девушку, и её белая одежда как бы подсвечивает лицо и потому, кажется что она как грустный ангел. И фартук на ней чистый, но васильки приглушены, не очень бросаются на глаза. Зато как хорошо прорисовано лицо: волосы, лоб, брови, глаза и немного хитро улыбающийся рот. Всё-таки наверно в жизни девушка резва и сметлива. Да и погрустить наверно времени нету.
Это только у художника так получилось – вдруг прорвалась грусть. Это можно назвать удачей для художника, ему не пришлось придумывать позу или откровенно врать будущим посетителям выставки. Всё в этом портрете не показное, всё настоящее.