Анализ картины Алексея Венецианова Спящий пастушок - Венецианов Алексей
Анализ картины Алексея Венецианова Спящий пастушок

Анализ картины Алексея Венецианова Спящий пастушок

Удивительно, что автор “Пастушка” не проходил обучение в “Академии художеств”, а все же не просто стал весомой фигурой в обществе живописцев, но и положил начало новому направлению в живописи.

Венецианов практически первым стал обращать свой творческий взор на жизнь простых людей. И нашел там свое вдохновение. Конечно, и до него художники изображали крестьянский быт и сам народ, но едва ли кто-то делал этот с такой нежностью и любовью, что буквально сочатся из его картин.

Мастера до Венецианова нередко приукрашали натуру, идеализировали образы крестьян на своих полотнах. И поэтому скатывались ближе к буколистическим мотивам французских своих коллег, которые писали романтично-драматические сценки из жизни пастушек и пастухов.

Алексей Гаврилович же искренне интересовался неприкрытой, безлестной крестьянской жизнью и талантливо передавал это своим произведениям.

Сюжет “Спящего пастушка” прекрасен в своей простоте. Летний денек в русской деревне. Горизонт строго поделил сюжет на почти равные части. Сверху – небесная синь с вкраплениями ненавязчивых облачков. Снизу – сочно-зеленая трава и змейка ручья или небольшой местной речушки.

Венецианов с теплом изображает неказистые, но столь родные деревянные домики. По берегу бредет крестьянин. На первом плане уснул мальчишка. Он спокоен, сон его глубок. Вытянув вперед ногу, он уравновесил композицию полотна. Его лицо безмятежно, ладонь раскрыта. На пастушке привычная крестьянская одежда – какую ткали на дому. Но даже не она выдает в мальчике происхождение, а, в большей мере, – лапти и прическа настоящего крестьянина.

От картины исходит свечение, сюжет невероятно нежен и лиричен. Изображенная на ней повседневность нисколько этого не умаляет, а, под кистью Венецианова, скорее, даже наоборот.

Художник Венецианов учился этому ремеслу вне стен академии, и тем удивительнее, что он не только смог закрепиться в этом амплуа, но и создать новую веточку в мире искусства, одним из первых подняв бытовые вопросы в буднях просто крестьянского люда. Конечно, крестьяне фигурировали на разных изображениях и до этого, но то, с каким вдохновением и внимательностью создавал образ простого человека Алексей Гаврилович, было сверх понимания. Каждая деталь, каждая мелочь в полотнах, написанная кистью этого великого мастера, оставляла в сознании зрителей частичку того времени, про которое повествует нам автор. Его работы нет смысла сравнивать с другими живописцами, которые зачастую показывали нам действительность совсем не в том ракурсе, в каком она была на самом деле.

Венецианов подробно узнавал жизнь крестьян, для того чтобы показать правду. Именно в ней заложен смысл нарисованного, и её мы и должны увидеть в первую очередь. И вот перед нами картина с говорящим названием «Спящий пастушок». Скрываясь от летней изнуряющей жары (а может, и от рабочего дня), под дерево забрался паренёк и не заметил, как уснул. Стоит отметить в этом эпизоде роль горизонта, который разделяет две части картины, украшая низ зелёной травой и водоёмом, а верх покрывая небосводом, на котором в кучу сбиваются облака. Такой простой, но в то же время настолько родной для сердца быт был обычным делом на просторах нашего государства. Всё это дополняет картину. На берегу мы видим другое действующее лицо – крестьянина, идущего вдоль водной глади. А ребёнок в это время продолжает мирно посапывать. Берёза служит ему подушкой, а свежий воздух окутывает собой, словно одеяло. Пареньку явно нет дела до окружающих, он полон спокойствия, и без него шедевр мог бы смотреться совсем в другом ключе.

Венецианов одним из первых обратил свое внимание на жизнь и быт простого народа. Именно в этой среде он черпал вдохновение для своих шедевров. Разумеется, крестьян изображали и до Венецианова, но никто не делал это с такой любовью и бережным отношением к деталям реальной народной жизни. До этого художники зачастую приукрашали действительность, создавая идеализированные образы крестьян. Все это напоминало буколистические полотна французских живописцев, изображавших сентиментальные сцены из жизни пастухов и пастушек.

Венецианов же живо интересовался настоящей жизнью крестьян, деталями их быта, их повседневными занятиями. Все это он переносил на свои картины.

Одна из них – «Спящий пастушок». Сюжет прост и незатейлив. Перед нами обычный летний день в деревне, которых так много в России. Линией горизонта полотно четко поделено на две практически равные части. Внизу – сочная, ярко-зеленая трава и лента ручья или небольшой речки, а верху – небесная синева, разбавленная белизной легких облаков.

Художник изобразил неказистые, но такие родные крестьянские домишки с покосившимися оградами. Вдоль берега реки идет крестьянин. На переднем плане справа нарисован спящий мальчишка-пастушок, давший название всей картине.

Он оперся на ствол березы. Поза ребенка полна покоя и расслабленности, вытянутая вперед нога как бы уравновешивает композицию картины. Без этой детали фигура мальчика выглядела бы более громоздкой и «перевешивала» все остальные детали.

Выражение лица пастушка также спокойно и безмятежно, правая рука во сне повернулась ладонью вверх. Мальчик одет в обычную для крестьян домотканую одежду. Выдает происхождение героя и лапти, а также прическа.

Картина наполнена светом, она удивительно нежная и лиричная, несмотря на обыденность изображенного на ней сюжета.