Анализ картины Алексея Венецианова Крестьянские дети в поле - Венецианов Алексей
Анализ картины Алексея Венецианова Крестьянские дети в поле

Анализ картины Алексея Венецианова Крестьянские дети в поле

Самым интересным фактом биографии знаменитого российского художника Алексея Венецианова является то, что у него не было никакого художественного образования, что не помешало ему добиться колоссального успеха. Художники всегда увлекались написанием сюжетов из крестьянской жизни, но лишь настоящий самородок Венецианов сумел передать образы простых людей с особой нежностью и пониманием. Передать крестьянский быт так точно, со знанием дела, с любовью к простому народу до Алексея Венецианова не удавалось никому.

Сюжет одной из картин художника, относящейся также к крестьянской теме, — «Крестьянские дети в поле» — изображает обычную будничную сцену: две девочки принесли в поле обед для пастуха. Передний план показывает двух девочек, которые приближены к раме полотна. Одеты девочки очень опрятно, хотя и бедно: светло-серые рубахи, подхваченные тонкими поясками и сине-голубые косынки на головках, на маленьких ножках — обычные лапти. Старшая девочка отдаёт пастуху его обед — ломоть хлеба, а младшенькая обнимает её и тихонечко облокотила голову об её плечо. Художнику мастерски удалось передать всю нежность и любовь детей друг к другу. В руках детей корзинки, что указывает зрителю на их трудолюбие. Видно, что девочки приучены к тяжёлому труду, и много помогают родителям. Лица их светлы и безмятежны, казалось бы, жизнь в постоянном труде совсем не тяготит девочек. На картине, помимо основного сюжета, изображён красивейший пейзаж — сочно-зелёная трава, поле, уходящее прямо за горизонт, прозрачно-голубое небо. Картина оставляет очень тёплое впечатление у зрителя и надолго западает в душу, несмотря на то, что сюжет её достаточно обыденный и будничный. Картина написана в 1820 году и в настоящее время хранится в музее Санкт-Петербурга.

Венецианов известен своими картинами, изображающими крестьянский быт. Выйдя в отставку с государственной службы художник поселился у себя в имении, где своими глазами видел жизнь крепостных крестьян. Особенно интересны его детские образы. Детей автор пишет с особой любовью и трепетом. К таким работам относится и эта картина.

На холсте изображен простой русский пейзаж: поле с пасущимся скотом; вдали виднеется лесок; прозрачное, чистое небо занимает треть пространства.

На переднем плане полотна художник разместил фигуры детей — двух девочек и мальчика. Паренек-пастух нарисован сидящим на большом камне спиной к зрителю. Он смотрит на девочек, принесших ему обед. Одна из них протягивает краюху хлеба, а мальчик протянул руку, чтобы ее взять. Скорее всего, это брат и сестры из одной крестьянской семьи.

Девочки, наоборот, написаны лицом к зрителю. Старшая, в синем платочке, улыбаясь смотрит на брата. Другая — приобнимает ее, положив голову на плечо. Это жест очень трогательный, показывающий, как девочки дружны и как тепло относятся к друг другу и мальчику.

Одеты они небогато, но одежда чистая, опрятная. На девочках надеты длинные рубахи, по низу украшенные полосой из цветной ткани. Поверх рубах — холщовые балахоны с поясками. На головах — платки, на ногах — лапти. У мальчика есть своя шапка, которая лежит на земле на переднем плане. Это значит, что он считается уже вполне взрослым. На нем также надет балахон с кушаком и лапти.

У полотна сдержанный пастельный колорит, цвета спокойные, неяркие, что подчеркивает обыденность ситуации. Броскими цветовыми пятнами виднеются платок и полоса внизу сарафана старшей девочки, что дополнительно выделяет ее образ перед другими героями картины. Прежде всего взгляд зрителя падает на нее и потом уже замечает ее сестру, стоящую за спиной, и мальчика на переднем плане. Видно, что основной лирический посыл художник сосредоточил на ее кротком, безмятежном лице. Вторая девочка стоит как отражение первой, уже более явно демонстрируя нежность к сестре.

В руках у девчонок корзинки с грибами или ягодами. Видимо, они возвращаются из леса, который зеленеет на далеком заднем плане.

Дети крестьян рано начинали работать, помогать родителям по хозяйству. Жизнь у них была непростая, но это не мешало им заботиться друг о друге. Работа Венецианова вызывает у зрителя теплые эмоции и заставляет любоваться этой троицей.

Алексей Гаврилович одним из первых среди художников стал изображать крепостных, как людей, способных выражать благородные чувства, сильных духом и красивых душой.

Известно, что в своем имении он построил школу искусств для талантливых крестьянских детей. Кого-то из них Венецианову пришлось выкупать у других помещиков. Он много общался с крепостными и видел, что они достойны сочувствия и уважения. Это он и старался показать в своих произведениях, одним из которых является и описываемая картина.

Крестьянская жизнь интересовала художников и ранее, но именно Венецианов стал изображать крестьян с любовью и нежностью. Быт крестьян, их тяжелый труд мастер в деталях переносит на полотна.

Одна из картин Венецианова крестьянской тематики «Крестьянские дети в поле». Сюжет прост, незатейлив, представляет собой обычную ежедневную ситуацию – две девочки приносят обед, работающему в поле пастуху. На полотне перед зрителем предстает летний день. Классический деревенский пейзаж встает перед глазами: сочная зелень поля, уходящая вдаль, линия горизонта, поросшая деревьями, и нежно-голубое, почти прозрачное небо.

Детские фигурки написаны крупно, они приближены к передней раме полотна. Дети одеты бедно, но аккуратно и чисто: светло-серые одежды подпоясаны тонким пояском, на головах у девочек платки голубого и ярко-синего цветов. Обуты дети в простые лапти. Привлекают и очаровывают зрителя отношения между детьми, явно видная нежность и любовь. Старшая девочка робко, со стеснением протягивает хлеб пастуху. Вторая девочка, стоящая позади, нежно обнимает вторую за плечо и кладет на нее головку. В руке у девочек корзинки, что говорит об их неустанном труде и помощи родителям. Выражение их лиц безмятежно.

Также спокоен и пейзаж вокруг, он словно дышит безмятежностью. Лишь несколько овец из стада нарушают эту тишину. Несмотря на обыкновенность событий, описанных на полотне, и их регулярность, вся картина оставляет необычайно теплое впечатление, своим лиризмом она проникает прямо в душу. Картина, написанная в 1820-х годах, хранится в Санкт-Петербуржском музее.