Анализ картины Алексея Венецианова Гумно - Венецианов Алексей
Анализ картины Алексея Венецианова Гумно

Анализ картины Алексея Венецианова Гумно

Алексей Венецианов считается родоначальником бытового жанра. Он одним из первых начал изображать на картинах жизнь и быт простых крестьян, их тяжелый труд и краткие моменты отдыха. При этом, для его произведений характерна романтизация и поэтизация действительности.

Гумно – это место, где крестьяне хранили собранное зерно, обмолачивали его и очищали от мякины (остатков колосьев и стеблей).

Художник изобразил все циклы работы над собранной пшеницей, но в картине отсутствует какая-либо динамичность, она носит скорее неторопливый созерцательный характер.

Представлен огромный амбар, построенный из деревянного сруба. На стенах висят инструменты, там и тут лежат грабли, метлы, серпы. В центре на полу насыпана куча зерна. Вокруг него три телеги: та, что въезжает в двери, нагружена мешками, другие две пустые. При этом, они прорисованы с разной степенью прозрачности: как будто телеги уже давно вернулись обратно в поле, только в воздухе остался их призрачный след.

Люди, написанные на первом плане, тоже имеют разную реалистичность: одни готовы вот-вот ожить, а другие буквально сливаются со стеной, растворяются на ее фоне.

Работницы одеты нарядно: в белые рубахи с пышными рукавами, цветные сарафаны. На головах – пестрые кокошники. Мужчины выглядят гораздо проще – в длинных рубахах, штанах и лаптях. Лица у всех отстраненные и даже одухотворенные, будто они присутствуют на гумне только физически, а мысли их парят далеко-далеко. С помощью этого приема художник превращает рутинный тяжелый труд в нечто сакральное, полное божественного смысла.

Именно благодаря своей живописной манере Алексей Венецианов так сильно отличался от своих современников, художников, которые чаще всего обращались к античным сюжетам. Картины мастера стали настоящим открытием для взыскательной салонной публики девятнадцатого века, более того, они продолжают пленять зрителей даже в наши дни.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) — зачинатель бытового жанра в русской живописи. Темой его творчества было созвучие мира природы и крестьянского быта, опоэтизированного и облагороженного. Бросив службу в столице, Венецианов перебрался в деревню, где, наблюдая за жизнью крестьян, создал серии работ, полных идеализма и бесхитростной возвышенности.

Гумно любовно изображено художником. Мизансцены, выстроенные живописцем на полотне, представляют зрителю виды ежедневного крестьянского труда, но в них нет и намека на тяжесть и рутинность жизни в деревне. Действия, запечатленные художником не столь динамичными, носят будто внесюжетный, созерцательный характер, тем самым возвышая тему труда до ее эпического прочтения . Каждый житель деревни вносит свою маленькую лепту в благо возделывания общей земли и сбора урожая. Тема земледелия и плодородия в творчестве Венецианова приобретает сакральное звучание.

По сравнению с исторической живописью современников на античные темы (картины Ф. А. Бруни, К. П. Брюллова, А. П. Лосенко и других) полотна Венецианова стали подлинным открытием для столичной публики первой половины XIX века. Созданная мастером художественная школа для одаренных молодых людей (в том числе и крепостных) относится к феноменам культуры этого времени.

Венецианов с большой любовью воспроизвел образы крестьян, их нелегкого труда, особенно во время жатвы. Картина написана в теплых тонах. Свет, который через открытые ворота проникает в сарай, как бы наполняет помещение и находящихся там крестьян жизненной силой. По-крестьянски все размеренно, без суеты, каждый занимается своим делом. Двое крестьян запрягают лошадь и собираются ехать за зерном, другие отдыхают, а кто-то готовится выйти в поле на жатву. Видно, что крестьяне позируют художнику, для этого они даже принарядились, женщины в нарядных сарафанах и белых кофтах, а мужики в чистых армяках. Но несмотря на это они смотрятся очень естественно и органично.

Художник остается верен себе в воспроизведении деталей. На картине изображено большое помещение, где на стенах развешан нехитрый крестьянский инструмент, серпы, косы. Посередине сарая обмолоченное зерно, метлы и грабли на полу, на первом плане уставший мужик, облокотившийся на бревна. Именно бревна, на первом плане картины, создают впечатление, что полотно имеет форму пирамиды, и являются как-бы отправной точкой для дальнейшего просмотра полотна. Венецианов в самых обычных вещах находит неповторимую красоту. Несмотря на тяжелый крестьянский труд, люди, изображенные на полотне, смотрятся одухотворенно, даже пространство гумна художник передает с огромной симпатией. Алексей Гаврилович довольно хорошо изучил жизнь и быт крестьян, поэтому и на картине, они смотрятся естественно, просто остановились по просьбе художника на мгновенье, а дальше опять на жатву.

«Гумно» было закончено Алексеем Гавриловичем Венециановым в 1822 году. Эта картина позиционируется как одна из первых работ бытового жанра, описывающего крестьянский быт. Специально для работы над полотном автор поселился в провинции. Каждый день художник наблюдал за бесхитростным трудом крестьян. Перед нами представлен деревянный сарай, где происходит хранение и помолка хлеба.

Гумно – деревянное сооружение, наполненного снопами сена для кормления животных, и собранным недавно зерном. В сарай со всех сторон проникает свет, который озаряет своим теплом занятых трудом крестьян, одни запрягают телегу для перевозки зерна с поля, другие готовятся к полевым работам или отдыхают. Мы можем наблюдать интерьер внутри помещения, художник мягко описывает гладкие, идеально сложенные друг на друга поленья, составляющие каркас сооружение.

На стенах развешены серпы, косы для сбора урожая. Запряженные лошади смирно стоят в ожидании начала работ.

Картина описывает большое помещение, глаза не могут захватить ее полностью. Мы постоянно перебираемся от одного участка полотна к другому, стараясь воспринять всю экспозицию целиком, это довольно сложно.

Слишком много фигур и действий изображено на полотне «Гумно», оно буквально пропитано деятельностью. Каждый человек здесь чем-то занят, каждый олицетворяет собой конкретный образ, демонстрирует характер с помощью жестов и мимики.

Деревня Сафонково в Тверской губернии, жители которой изображены на холсте, – это одно из самых теплых и проникновенных полотен автора. Видно, что он глубоко изучил натуру и образ жизни деревенских жителей. Они находятся в естественных, комфортных позах. Они замерли только на мгновение. Стоит зрителям оторвать взгляд и, кажется, они продолжат свою бурную деятельность.