Слоны Сальвадора Дали - Сальвадор Дали
Слоны Сальвадора Дали

Слоны Сальвадора Дали

Цивилизация не принесла в жизнь человека больше разума. Словно оберегая разумных от излишней заносчивости, история ввергает человечества в самые кровавые войны, которые отбрасывают людей на десятилетия назад. Развитие замедляется на несколько десятилетий, разрушается то, что казалось незыблемым и непоколебимым.

Огромные слоны, самые крупные и сильные сухопутные животные, стоящие на тонких ногах-ходулях — символ политических колоссов на нетвердых ногах истории. Безжалостно время. Оно отвергает все что в прошлом, боится всего, что в будущем. Удел политики — настоящее, мгновенное, едва заметное.

Картина создана после страшной войны, в которую были вовлечены люди сотен стран. Символом уходящего кошмара стало красное зарево, уступающее восходящему солнцу. В это рассветный час уставшее прошлое прощается с бодрым настоящим. Будущее же скрыто…

Вялый, печальный слон, бредет в небытие. Навстречу ему шагает бодрый, трубящий слон, гордо вступает он в свои права, чтобы быстро превратиться в печального и уходящего…

Едва заметны две человеческие фигуры — женская и мужская. На фоне помпезной декорации со слонами они выглядят совершенно ничтожными, но именно они главные в картине. Естественная движущая сила цивилизации не в мощных конструкциях, имеющих хрупкие основы, а вечное стремление к продолжению рода, облеченное в форму любви и привязанности. Природа не дает цивилизации умереть, сила ее не так заметна, как государственная машина, с обелисками, ритуальной мишурой, яркими украшениями.

Картина лишена деталей, перед зрителем пустыня. Ничего в мире нет, кроме великой природы и государства, создания культуры. Не самое лучшее из ее созданий.

Страсть Дали к слонам всегда была предметом особенного интереса исследователей. Мастера завораживали эти животные. В его планах был переход на слоне через Пиренеи, ради повторения похода Ганнибала. Поход не состоялся, но образы преследовали художника и переходили из картины в картину.

«Слоны» — картина, написанная Сальвадором Дали в 1948-ом, которая, по сути, может считаться едва ли не последним полотном каталонского маэстро, выполненным в жанре чистого сюрреализма — направления, на котором Дали в 30-ые сделал себе мировое имя. Однако уже с середины 40-хх, целиком прожитых в США, Дали напряженно работал над идейной основой своего нового этапа в творчестве, получившего, в конце концов, название «ядерного мистицизма».

Уход от сюрреализма, по сути изжившего себя, для Дали далеко не случаен. Сальвадору, как личности постоянно эволюционирующей, давно уже сделалось тесновато в рамках этого направления, и потому обелиски, которые «несут» на спинах животные в картине «Слоны», вполне можно считать надгробными памятниками сюрреализму — во всяком случае, в творчестве самого Дали.

Да, слоны на длиннейших, тонких суставчатых ногах, которые, кажется, вот-вот подломятся, уже не раз появлялись в более ранних картинах Дали.

Достаточно вспомнить чудесную работу 1944-го года — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната», или не менее известную и тоже замечательную картину «Искушение святого Антония», написанную в 1946-ом.

Сам факт, что Дали пусть талантливо, но повторяется, уже красноречиво свидетельствует о том, что художник устал в рамках сразу сюрреализма, а потом и созданного на его основе самим каталонцем «параноико-критического метода», который можно охарактеризовать как «продвинутый сюрреализм».

Когда-то сюрреализм стал настоящей революцией в искусстве — однако революция не может длиться вечно. Перед тем, как написать «Мадонну Порт-Льигата» — свое первое полотно, созданное в полном соответствии с канонами «ядерного мистицизма», Дали, как видим, решил еще раз «тряхнуть стариной», в результате чего и появилась картина «Слоны».

Картина «Слоны», где эти фантастические, совершенно «далианские» животные впервые являются не второстепенными, а главными персонажами, в то же время представляется не самой удачной из всех.

Отметим ещё раз: художнику — особенно, мастеру такого масштаба, как Дали — нельзя повторяться. Для человека творческого повторение — это шаг назад. Пока ты топчешься на месте, твои конкуренты по творческому цеху могут запросто убежать вперед — умчаться так далеко, что их уже не догонишь!

Но Дали, как мы знаем, любил многократно эксплуатировать однажды удачно найденный образ — и, надо признать, делал это с блеском.

Впервые слон на длинных и тонких ногах-ходулях, с египетским обелиском на спине, появился в картине Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната». Вот как описывал этот образ сам Дали: «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы».

В этом высказывании художник очевидно намекает на сон о церемонии похорон папы римского, который однажды приснился Зигмунду Фрейду под звон колоколов, а впоследствии был приведен психиатром в качестве примера сложной связи сюжета и внешнего раздражителя в своем получившем мировую известность труде «Толкование сновидений».

Фрейда Сальвадор Дали обожествлял, а «Толкование сновидений» считал «самым главным чтением в своей жизни», своей «библией» — так что «явление» слона с египетским обелиском на спине в работах Дали-сюрреалиста не могло рано или поздно не состояться — это был лишь вопрос времени.

Заметим, однако, что слон Дали — это совсем не тот слон, которого в свое время изваял по поручению папы римского Джованни Лоренцо Бернини. К массивной туше заморского зверя Дали добавил тончайшие, «почти невидимые» паучьи (стрекозьи) ноги, и сразу получился «слон сюрреалистический» — замечательный многозначный образ, универсальный инструмент, с помощью которого можно выразить самые разные идеи!

Например, в картине «Сон, вызванный полетом пчелы», слон на паучьих ногах символизирует зыбкость и неустойчивость сновидения; в «Святом Антонии» — тяжесть греховных мыслей, одолевающих святого…

Чем этот образ запоминается прежде всего? Тем, что массивная туша слона вступает в очевидное противоречие с явно неспособными удержать этот вес ногами. Однако противоречие это только кажущееся.

Вспомним один из ключевых приемов сюрреализма — смешение сна и реальности. Вспомним — и всё встанет на свои места. Слоны Дали не существуют на самом деле — они лишь порождение сна, воображения или мысли, а сон, мысль или воображение, как мы знаем — нематериальны, поэтому в физическом мире они не весят ровным счетом ничего!

Воображаемым, или «мысленным» слонам Сальвадора Дали вообще, если на то пошло, не нужны никакие подпорки, чтобы парить в пространстве.

Кстати, если вы присмотритесь к картине повнимательней, то увидите, что массивные каменные обелиски, визуально добавляющие массивности тушам слонов, в действительности даже не касаются спин животных.

Они, будучи еще одним порождением фантазии, сна или мысли, весят ровно столько же, сколько и сами слоны — то есть, ничего.

Смешивать воедино сон и реальность Дали умел, как никто другой, а если добавить блестящий ум художника, образность мышления и отточенную технику, станет понятно, почему его работы так хороши.

И образ «далианского слоника» — один из самых удачных. Его можно наделить, в зависимости от обстоятельств, самыми разными значениями.

Лично для меня, например, слон Дали — прекрасная аллегория всего нашего бытия, которое зачастую нам самим кажется (именно — кажется, представляется в воображении) в высшей степени основательным, солидным, непоколебимым — но достаточно любой нелепой случайности, и вся эта мнимая солидность в одночасье рухнет и превратится в пыль. Ну, скажите, что я не прав?

Кстати, слонов своих Дали часто называл «космическими», явно указывая на их невесомость. Есть у художника и ювелирное украшение, которое так и называется — «Космический слон».