Анализ картины Сальвадора Дали Я в возрасте шести лет - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Я в возрасте шести лет

Анализ картины Сальвадора Дали Я в возрасте шести лет

Я, в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, а пока с величайшей осторожностью приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды» — именно так звучит полный вариант названия этой картины Сальвадора Дали, написанной им в 1950-ом году.

Понятно, что это не только выговорить, но и запомнить с первого раза сложно — поэтому в ходу именно сокращенный вариант.

В настоящий момент эта небольшая (27 Х 34 см; холст, масло), чудесно написанная вещь находится в частной коллекции в Париже — и владельцу ее можно только позавидовать.

Уж не знаю, почему, но картина «Я в возрасте шести лет» — одна из моих самых любимых у Дали (вместе с еще сотней других). А почему? Потому, должно быть, что, будучи написанной в 1950-ом, то есть, в период «ядерного мистицизма» в творчестве Дали, она невероятно напоминает изумительные шедевры каталонского мастера, созданные в первой половине 30-хх — то есть, в золотую пору Маэстро.

Напоминает обилием солнца и света; напоминает пейзажами — это скалы мыса Креус и долина Ампурдан, не считая, конечно, «кожи» Средиземного моря…

Напоминает общим ощущением «реальности нереального», создавать которое именно в тридцатые Дали был настоящий мастер… Как? Да смешивать на пространстве одного холста объекты реальные, написанные в манере гиперреализма, и объекты фантазийные, сделанные не менее убедительно — так, что веришь в их существование не меньше, чем в саму реальность.

А еще картина «Я в возрасте шести лет…» ценима мной за отсутствие излишней религиозности, свойственной многим работам Дали того периода. Вот что хотите, но не верю я в декларативный католицизм Дали — да и сам он впоследствии признавался, что так и не смог уверовать…

Нет-нет, в лучших ядерно-мистических полотнах Дали всего как раз в меру — ровно столько, сколько нужно, чтобы картина стала великим шедевром («Тайная вечеря», «Христос Святого Иоанна Креста»), «Гиперкубическое тело» — но кое-где количество религии на квадратный сантиметр холста явно зашкаливает…

А в картине «Я в возрасте шести лет…» этого нет и в помине. Есть свойственная «ядерному мистику» Дали левитация, напоминающая о том, что Дали в это был преданным адептом ядерной физики, а вот религии без конца и края — нет…

Впрочем, присмотревшись как следует к «мальчику-девочке» Дали, можно заметить, что ребенок зажал в руке раковину — символ, из язычества (вспомним Афродиту-Венеру) благополучно перекочевавший в Христианство, где, среди прочего, раковина символизирует таинство крещения.

Также следует отметить прекрасно написанную собаку в правом нижнем углу картины. Фактурного пса Дали позаимствовал из картины художника Яна Бру (16-ый век) «Мученичество Святого Кукуфы» (вот вам и еще немного «косвенной религии»), и этот пятнистый симпатяга не раз еще появится в работах усатого каталонского гения — как, например, в полотне «Обнаженный Дали».

Будь то «Открытие Америки…» или же «Живой Натюрморт» – любая картина такого толка будто была создана за пределами человеческих видения, фантазии, воображения и даже снов. То, что творил Дали, всегда изумляло, привлекало и будет привлекать вне зависимости от человека и времени, когда он был или будет рожден (или же уже родился).

Картина «Я в возрасте шести лет» в действительности носит еще куда более специфическое название, но приводить его нет смысла: мало того, что оно описывает происходящее на полотне только «вкратце», так еще длинный вариант редко упоминается в каталогах и книгах искусствоведов. Даже чаще поклонники творчества художника называют картину «Дали в возрасте шести лет»: так удобней и ясней.

Написана она была в 1950 году на холсте масляными красками. Трудно представить, чтобы происходящее на ней могло бы иметь место в реальности.

Задний план. Вдали видны горы и облака в почти полностью чистом небе.

Передний план. Мы видим девочку, очевидно шестилетнюю. Она отдаленно напоминает Галу (прическа, цвет волос). В левой руке девочка держит довольно крупную раковину, а правой приподнимает, если судить по названию, «кожу моря», напоминающую зеркало или абсолютно гладкую фольгу. Впрочем, от камня, что слева, идут круги. Неподалеку от него находится скала. Под поверхностью «моря» спит пятнистая собака в ошейнике. Что интересно, тень девочки не соприкасается с ее ступнями. Ребенок либо парит над землей, либо обрел способности сродни тем, что были у Питера Пена.

Трудно сказать, что именно хотел сказать этим Сальвадор Дали. Скорее данная картина – решение некой художественной задачи, реалистично изобразив нереалистичный, несуществующий мир.