Картина «Фонтан» была написана Сальвадором Дали в 1930-ом году и подобно всем другим работам этого периода, содержит богатый набор образов-символов, трактующих, прежде всего, два важнейших и самых судьбоносных события в жизни каталонского художника, неразрывно связанных между собой: знакомство с Галой и изгнание Дали из отчего дома.
Первое событие, определившее весь ход дальнейшей жизни и карьеры Сальвадора — знакомство с Галой — повлекло за собой другое: отец Дали решительно восстал против «недостойной» связи сына с замужней, много старше Сальвадора, женщиной, и, в конце концов, поставил сына перед выбором: любо любящая Сальвадора и заботящаяся, прежде всего, о нем, семья — либо эта «ужасная» женщина, которую отец Дали именовал не иначе, как «Ля Мадам», вкладывая в это прозвище все презрение, на которое только был способен.
Сальвадор, как известно, выбрал «Ля Мадам», что естественным образом повлекло бурное изгнание его из родительских пенатов и даже лишение наследства. Дали, без гроша в кармане, оказался выброшенным на улицу, имея, к тому же, на попечении спутницу жизни, привыкшую к определенному комфорту — спутницу, соития с которой он и жаждал, и мучительно боялся одновременно.
Именно эти события и переживания, которые они повлекли за собой, и определили всю тогдашнюю тематику творчества молодого Дали, послужив основой сюжета для многочисленных работ 1930-31 г. г.
Муравьи, львы, кузнечики (выражение страстного желания и боязни секса одновременно); женская голова в форме кувшина (символ женской сексуальности); ключи (символизирующие исследование и раскрытия тайн подсознания, но точно также наполненные и сексуальным смыслом, в качестве фаллических символов); персонаж, в жесте стыда закрывший лицо рукой (указание на то, что Дали, обзаведясь Галой, так и не оставил старой доброй привычки к мастурбации, по поводу чего изрядно одно время комплексовал) — все эти образы, наши старые знакомые, обильно представлены в картине «Фонтан».
Интересен объект на переднем плане справа, напоминающий и дымоходы на крыше Дома Мила (Антонио Гауди) в Барселоне, и в то же время скалы мыса Креус, обработанные сильнейшими ветрами самым замысловатым образом и всю жизнь служившие Дали источником вдохновения.
В то же время стилизованные руины Ампуриаса (греческого поселения неподалеку от Фигераса, где родился Дали) в сочетании с плоским пустынным ландшафтом — деталь типично символистского плана, призванная усилить общий драматический эффект картины.
И, тем не менее, композиция картины выстроена таким образом, что наше внимание в первую очередь фокусируется на двух совершенно антирелигиозных объектах: оскверненной гости (уже знакомой нам по картине «Осквернение гости», и крестильной купели, также «оскверненной» муравьями.
Да, в те годы юный и прекрасный Сальвадор Дали был воинствующим атеистом, еще не зная, что через два десятка лет превратится в «католика до мозга костей», по его собственному выражению.
Картины Дали пропитаны символизмом отдельных черт, которые сопутствуют практически каждому его творению. Картина «Фонтан» написана Дали в 1930 году.
Картина оставляет неоднозначные впечатления после ее просмотра. Первое, что привлекает внимание – огромный предмет в центре полотна, который и является фонтаном. На одной его стороне виден образ женского лица. У лица выпученные белки глаз, зрачки отсутствуют. Также у этого образа зашит рот. Это изображение одновременно пугает и притягивает, зрителю хочется понять, что же этим образом хотел донести автор. Прежде всего, этот образ олицетворяет панику и безысходность.
Подобные эмоции выражают и фигуры людей на переднем плане. Выражение их тел олицетворяет ужас, растерянность. В противовес их эмоциям в правом углу полотна изображено множество различных ключей. Они – символ вариантов выхода и разрешения их проблем. Но людей не интересует наличие выхода из этой ситуации, они не обращают никакого внимания на ключи.
Фон картины навевает на зрителя чувство паники. Пространство, в котором находятся фигуры, не имеет четких границ, оно бесконечно. Дали изобразил окружающий интерьер в космических мрачных цветах. Такая цветовая гамма создает предпосылки для меланхолического созерцания и понимания идеи картины.
Апофеозом к изображенной на картине ситуации становится фигура собаки не переднем плане. Она стоит неподвижно возле двух человеческих фигур. Собаке безразлично происходящее – она не испытывает не ужаса, ни паники, ей безразлично все происходящее вокруг.