Анализ картины Сальвадора Дали Солнце - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Солнце

Анализ картины Сальвадора Дали Солнце

В 1934 году Дали наконец женится на даме по имени Гала. Женщина ради художника решается на развод с предыдущим мужем, который проходил, стоит признать, очень долго. В это время семья живет в Америке. Именно в это время и был написан на холсте “Философ, освещенный луной и ущербным солнцем”. В Америке Дали раскрыл множество своих талантов. Начали появляться новые стили в его живописи. Он так же выпускал собственную газету. Определенно, художнику нравилась Америка. Причин здесь масса. Но главная из них заключалась в том, что американцы были голодны до всего нового и неизведанного. Это касалось и творчества. Пусть многие не могли уловить тонкий смысл Дали, но, что самое важное, ни кто не мог упрекнуть или осудить его за смелые видения. Люди стали восторгаться им. От гнета Дали приехал из Европы, где оказался непонятым большинством.

Как-то раз Дали заказали оформить витрины универмага, находившегося в самом центре Америки Нью-Йорке. Художник со свойственным ему рвением, пунктуальностью и выразительностью выполнил заказ. Какого же было удивление владельцев магазина, когда они увидели ванную, над которой свисала голова чудовищного животного с растерзанным голубем в пасти. Эта картина собрала столько зевак и желающих на нее посмотреть, что ближайшие улицы наполнялись толпами и порой на них собирались настоящие давки. Руководство универмага было вынуждено избавиться от выставки, что чрезмерно разозлило художника. Он без тени сомнения выбросил ванную, после чего за ним приехала полиция. Этот случай прославил Дали на всю страну. Впоследствии Сальвадор провел выставку в Нью-Йорке, которая прошла с ошеломительным успехом, так как люди не могли забыть тот случай в универмаге. Дали стал настоящим героем Америки, которого помнят там, и по сей день.

Сальвадор Дали – известнейший художник-сюрреалист, которого все помнят по его плавким, мягким часам, стекающим с веток. Его имя упоминается, когда начинают вспоминать экстравагантных чудаков или когда всплывает тема о том, как непонятно человеку современное искусство, а в его годы он был настоящим культурным феноменом, всеобщим любимцем, гением, который раз за разом вытирал о боготворящую его публику ноги.

Говоря о своих картинах, он никогда не называл их искусством, ставя себя скорее в один ряд со звездами массовой культуры, чем с художниками старых времен.

На своем таланте он делал деньги, эпатировал скучающий свет, не признавая никаких рамок, использовал выразительность собственной кисти, чтобы вывернуть себя наизнанку, осуществляя веселейший фокус из возможных – вот человек, вот он показывает трепещущее, живое нутро, но сам ещё дышит, ещё шевелится.

Его «Солнце» – картина для него вполне типичная, с первого взгляда не разгадываемая. Смотреть на неё сначала – все равно, что смотреть на мазню любого художника-недоучки, потому что с первого взгляда на ней только и видно, что огромное, золотое, пышущее и похожее всего лишь на желтый диск.

Однако, если отступить на несколько шагов, становятся внятными детали – и вырисовывающееся на солнце лицо, лукавое, подмигивающее одним глазом, и его легкая ребристость, и отдаленное сходство с монетой, поставленной на ребро. Образ солнца лишен привычного ореола божественности и боготворимости. Оно показано чуть ли не фамильярно, так, словно художник был с ним близко знаком.

И уходят в него две расплывчатые, смутные женские фигурки – точеные, одетые с намеком на высокую моду, отбрасывают вытянутые рыжие тени.

На уровне ассоциаций их уход сходен с уходом в мирскую жизнь под властью золотого тельца – ведь недаром же солнце так недвусмысленно ассоциируется с монетой.