Анализ картины Сальвадора Дали Искушение Святого Антония - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Искушение Святого Антония

Анализ картины Сальвадора Дали Искушение Святого Антония

Святой Антоний – отшельник, подвизавшийся в пустыне конца третьего, начала четвертого веков. Диавол постоянно пытался искусить праведника, какие только уловки и видения он не насылал на Антония. Даже как то сам появился перед ним в образе соблазнительной обнаженной женщины. Именно в этом образе Сальвадор Дали и воспроизвел нечистого в своей картине. Однако, усердно молясь Господу, устоял от всех соблазнов святой Антоний.

Во времена Ренессанса сюжет святого, искушаемого дьяволом, был очень популярен в искусстве. Затем эта история позабылась и лишь в середине двадцатого столетия возродилась вновь. Одним из ярчайших полотен стало сюрреалистичное особое видение мастера кисти Сальвадора Дали.

По пустыне, в сторону Антония движется необычная колонная из слонов на невероятно длинных и тонких ногах. Каждый из слонов везет на спине какой либо грех или искушение. В частности, на первом слоне зритель видит ту самую обнаженную женщину с пышными формами в соблазнительной позе.

Стоит женщина в золотой церковной чаше желаний. Ода сжимает руками свою грудь, что символизирует страсть и похоть. На спине второго животного располагается пирамидальной формы обелиск. Дальше идет слон, на спине которого выстроен фантомный храм с видом обнаженного женского тела в открытом окне. Это дьявольское искажение церковной духовности и чистоты.

Вдалеке, на таком же слоне с тонкими паучьими ножками расположена высокая каменная башня с узеньким окошком у самой верхушки, а в облаках проглядывается монастырь и резиденция испанских правителей – Эскориал, как недосягаемый мираж.

Все стоны изображены на очень длинных и тонких ножках, одно неосторожное движение и они упадут, разрушая призрачную иллюзию блаженства и наслаждения. Впереди колонны из слонов – вздыбленная лошадь, как символ чувственности, желания и разнузданности.

Под ногами у каравана из слонов люди, вероятно искушенные и потерявшие себя в греховности, там же человек в рясе и с крестом в вытянутых руках, как последний шанс на спасение. Изображены они очень маленькими, почти песчинками с море искушений.

На переднем плане, в левом нижнем углу картины находится святой Антоний. Его Дали изобразил обнаженным, стоящем на одном колене и протягивающим в сторону каравана – миража крест в руке. Левой рукой он опирается о камень – единственный устойчивый предмет в этой пустыни, где только песок, только небо, затягивающееся черными страшными тучами.

Картина «Искушение святого Антония» написана Сальвадором Дали в 1946-ом и, наряду с характерными для Дали-сюрреалиста галлюцинаторными образами, несет в себе зерно будущего стиля художника, который станет определять всё его творчество пятидесятых: так называемого «ядерного мистицизма».

«Искушение святого Антония» в этом смысле может считаться предтечей последующих «ядерно-мистических» шедевров, в которых Сальвадору Дали удивительным образом удавалось сочетать религиозный мистицизм, живописную классику и достижения науки 20-го столетия.

В настоящий момент картина «Искушение святого Антония» хранится в Брюсселе, в Королевском музее изящных искусств.

Картина «Искушение святого Антония» (холст, масло; 90 Х 119,5 см) появилась благодаря кинематографу, к которому Дали всегда испытывал определенное (и сильное) благоговение — и с которым неоднократно сотрудничал.

В 1946 кинорежиссер Альерт Левин, снимавший фильм по роману Ги Де Мопассана «Милый друг», для которого, собственно, и потребовался образ искушаемого демонами святого, объявил конкурс на создание картины для фильма.

Сальвадор Дали, никогда за всю свою карьеру ни в каких конкурсах участия не принимавший, на этот раз сделал исключение — и проиграл.

Жюри конкурса, в состав которого входили такие «неслучайные» в судьбе Дали люди, как Марсель Дюшан (основатель дадазима, из недр которого и вышел сюрреализм) или Альфред Барр (директор музея современного искусства в Нью-Йорке) признали лучшей работу художника Макса Эрнста. Эрнст, напомним — тоже «старый товарищ» Сальвадора Дали: и по кружку сюрреалистов, и по жене Сальвадора — Гале, любовником которой Макс Эрнст одно время являлся.

Да, Дали не выиграл конкурс — однако благодаря этому кинематографическому событию на свет появилась одна из самых известных работ каталонского художника: «Искушение Святого Антония», а мир получил возможность еще раз лицезреть образ, который обрел временем невероятную популярность: тех самых слонов на длиннейших, суставчатых паучьих ногах, которыми сегодня забиты все сувенирные лавки вокруг Театра-Музея Сальвадора Дали в Фигерасе.

Святой Антоний — отшельник и святой в сане преподобного, живший в 4-ом веке и считающийся отцом отшельнического (киновитского) монашества. Образ святого Антония всегда активно использовался в искусстве, а в 20-ом веке переживал очередную волну популярности. Художников, как водится, особенно интересовала тема внутренних мучений святого, который, удалившись в пустыню и оставаясь наедине с собой, был терзаем многочисленными искусами.

«Кто в пустыне, в своей келье предается тишине, тот неуязвим для трех искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему — борьба с чувственностью» — так звучат дошедшие до нас слова слова святого. Именно эти «чувственные» искушения и были взяты Сальвадором Дали за основу сюжета при написании картины.

Святой Антоний изображен в левом нижнем углу полотна, нагим и припавшим на колено левой ноги. Нагота — символ слабости искушаемого бесами человеческого существа, а череп, расположенный у правой ноги святого, символизирует краткосрочность и тщету земного бытия.

Антоний, пытающийся защитить духовную чистоту одним из своих иконографических атрибутов и главным символом веры — крестом, выглядит бесконечно слабым и маленьким в сравнении с одолевающими его искушениями.

Искушения, или грехи, представлены, напротив, во всей своей мощи и красе. Впереди этой славной процессии изображен взбрыкивающий, поднявшийся на задние копыта белый конь — символ могущества, сладострастия и жизненной силы, а за ним выступают слоны на тонких, как паучьи лапки, ногах, каждый из которых несет на себе то или иное искушение, призванное сломить дух Антония.

Это и обнаженная женщина весьма соблазнительных форм, эротично приподнимающая руками упругую грудь — воплощение похоти; и обелиск: знак страшнейшего из соблазнов людских — власти; и здания в стиле венецианского Палладио, увенчанные фигурами, символизирующими жажду славы…

Слоны в картине «Искушение святого Антония» символизируют терзающие отшельника мысли о греховных наслаждениях Искущения манящи, ярки, огромны, и, при всей своей нематериальности — ведь они порождены воображением находящегося в одинокой пустыне святого — доставляют Антонию самую настоящую муку.

Несоразмерно тонкие, длинные, готовые вот-вот подломиться ноги слонов красноречиво свидетельствуют: стоит Антонию хотя бы на миг расслабиться, поддаться собственной слабости даже в мыслях — и грехи-искушения тут же рухнут на него с заоблачной высоты и в мгновение раздавят насмерть своей огромной тяжестью. Говоря о смерти, мы, конечно же, имеем в виду смерть духовную — самую страшную из всех возможных.

С точки зрения образности и аллегоричности, слоны на паучьих ногах — прекрасная находка для этого сюжета. Хотя впервые, как мы знаем, они появились несколько ранее в другой знаменитой картине Дали: «Сон, вызванный полетом пчелы вокрг граната за секунду до пробуждения.»

Заметим: и там, и здесь присутствуем слон с обелиском — дань знаменитой скульптуре Лоренцо Бернини, а также кумиру Дали — Зигмунду Фрейду, которому однажды приснилась эта скульптура, что впоследствии было описано психоаналитиком в своей книге «Толкование сновидений». Интересно, что слоны Дали в этих работах имеют различное значение, однако есть между ними и общий момент: и сон, и искушения — суть явления нематериального характера, связанные, прежде всего, со сферой духовно-ментальной.

На заднем плане, в облаках, можно, кстати, разглядеть фрагмента Эскориала — королевского дворца под Мадридом, где похоронены почти все испанские короли.

Эскориал — символ испанской монархии, и появление его в картине явно указывает на то, что Дали из стана анархистов и стихийных бунтарей, готов перекочевать в более консерватиные круги. О том же свидетельствует и религиозная тема, которую Дали впервые за много лет разрабатывает без сарказма.

Пройдет менее трех лет и Дали, покинув США, ступит на испанскую землю именно в таком обличье — католика и монархиста.

Эта картина родилась благодаря Альберту Левину, продюсеру киноленты «Милый друг». Для фильма требовался образ святого, который постоянно подвергался различным искушениям.

Участие в конкурсе принял многие художники и живописцы того времени, а членами жюри являлись выдающиеся деятели искусства и творческая элита. Победу в конкурсе одержал не Сальвадор Дали, а эмигрант из Европы.

Святой Антоний – это отшельник, живший в IV веке. Как известно, его довольно часто мучали кошмарные видения, которые приходили к нему по ночам. Как правило, аскета подвергали мучениям или искушениям грозные демоны или соблазнительные женщины.

Данный сюжет был достаточно популярен в эпоху Средневековья и Ренессанса, затем про образ Святого Антония чуть позабыли и вспомнили снова в середине XX века. Однако Сальвадор Дали представил классический библейский сюжет в своем неповторимом стиле и образе, которым он и отличается от других великих художников.

В этой картине легко прослеживается некое среднее измерение между небом и землей, которое четко проявляется в длинных и тонких ногах слонов. Фигура главного персонажа, Святого Антония, находится в левом углу, а центральное место полотна занимают те самые искушения, которым подвергается отшельник.

Первым в этой веренице является вздыбленный конь, символизирующий чувственное наслаждение и непревзойденную мощь. Далее следуют слоны на тонких и длинных ногах: у первого на спине чаша Желания с обнаженной фигурой женщины, у второго – обелиск, а у последних на спинах находится архитектурная композиция в стиле Палладио.

На заднем плане картины «Искушение Святого Антония» виднеется Эскориал, который является символом гармоничного сочетания духовного и мирского порядка.

Именно с этой картины, по мнению многих исследователей и экспертов, берет начало новая ветвь творчества великого художника, Сальвадора Дали. Это направление является синтезом трех элементов: спиритуализма, классической живописи и атомной эры.