Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа Сальвадора Дали - Сальвадор Дали
Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа Сальвадора Дали

Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа Сальвадора Дали

«Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа» — картина, написанная Сальвадором Дали в 1981-ом, незадолго до смерти его «второй половинки» — Галы.

Даже те, кому не нравится стиль Дали, восхищаются его работами и личностью – неустанный борец с системой, упрямец, искренне почитающий себя гением и воспевающий себя, он любил жизнь и нес эту любовь миру, который считал чокнутым. Себя он называл сумасшедшим, говоря, что общество проглотит любое сумасшествие и попросит ещё, если правильно его подать.

Общественное мнение он не ставил ни в грош, то и дело выкидывал что-нибудь странное, призванное ещё больше эпатировать публику, был истериком и скандалистом, но, поскольку все это сочеталось с огромным личным обаянием, многие любили его, не смотря ни на что. Картины Дали обычно глубоко символичны, хотя иногда, возможно, символизм и ищется на пустом месте, где изображен просто внутренний мир художника.

«Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа» – одна из не слишком знаменитых его работ. На ней, на фоне мира, схематичных изображений деревьев и озер, с замками на берегу, всплывает лицо Афродиты – голова утерянной скульптуры Праксителя – в расколотом на две половины каменном треугольнике. Она пересекается двумя трещинами, вместе с ней на треугольнике изображены два флакона духов и неровный шар. Из одной из трещин высовывается чаячье крыло. Из треснувшего кипариса рядом – также.

На этой картине отстраненная красота приходит в мир, который в ней не нуждается, и трескается от этой своей ненужности, готовясь раскрыться и выпустить из себя нечто большее или меньшее. Одинаковость озер, их своеобразная штампованность, намекают на то, что мир в целом очень однообразное и простое место, рвущие его на части трещины и крылья – на то, что он рано или поздно разлетится на куски и уступит место другому, новому миру, где явившийся лик останется навсегда, неся красоту и свет, в которых не будет чуждости.

Всякий, кто хотя бы немного знаком с творчеством каталонского Маэстро, легко догадается о времени написания «Афродиты Книдской» и сам: достаточно обратить внимание на свинцово-голубые и зеленовато-золотистые, «осенне-зимние», как мы их называем, тона, свойственные едва ли не всем работам Дали последнего периода.

«Явление лица Афродиты Книдской», как и большинство творений Маэстро 1980-82 г.г. (после смерти Галы художник оставил живопись окончательно) заставляет каждый раз задаваться вопросом: как много в этой картине сделано самим Дали?

Мы уже не раз говорили о том, что сам художник в этот трагический для него период утрачивал и возможность, и желание писать всё более — и соответственно возрастало участие, которое принимал в создании картин Дали Исидро Беа: каталонец из Лериды, театральный художник, сотрудничество Сальвадора с которым началось еще в 50-ые.

В те годы Дали приступил к созданию крупномасштабных полотен на религиозную тему — и ему в срочном порядке потребовался живописец, владевший умением перспективы и умевший «любую маленькую картину превращать в огрромную». Беа находился при Дали вплоть до момента, когда художник перестал писать вообще — и в последние годы, как утверждает в «Безумной жизни Сальвадора Дали» Ян Гибсон, его участие в картинах Дали особенно заметно. Сам Беа никогда не откровенничал на этот счет — так что вопрос этот навсегда останется открытым.

В настоящее время картину «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа» (1981, масло, холст; 140 Х 96 см) можно увидеть в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе.

И пусть это работа — лишь бледная тень прежних шедевров Дали — но это тень шедвров Дали! «Афродита» — работа талантливого даже в немощи человека. Не станем касаться художественных достоинств картины — отметим лишь, что в последние годы Дали чассто обращался к самым важным для него образам в истории искусства — к работам античности, а также к творениям Микеланджело, Рафаэля, и, в особенности, Веласкеса.

Думается, это обращение к бессмертным шедеврам великих мастеров для Дали, мучительно боявшегося и смерти Галы, и собственной смерти (что, в известном смысле, означало для него одно и то же) было своего города декларацией и его собственной принадлежности к касте бессмертных. Для человека, мир которого рушился и погибал на глазах — с того момента, как близкая смерть уже проставила на Гале свои клейма — этот вопрос был далеко не праздным.

Живопись, к тому же, была его единственным способом спасаться от все более жестокой действительности — хотя, повторимся, способность заниматься ею покидала художника пропорционально тому, как жизнь покидала тело его жены. Уход Галы не был скорым: одна долго болела, и агония, таким образом, растянулась во времени, сделавшись особенно мучительной.

Так или иначе, картина «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа» стала известной благодаря созданию целой серии духов, выпускаемых под брендом Salvador Dali. Духи эти, надо сказать, имели в свое время оглушительный успех, ставший результатом сотрудничества еще не утратившего деловую хватку художника с французским парфюмером и бизнесменом Жаном-Пьером Гривори.

За основу дизайна, в разработке которого первый и единственный раз принял участие сам Сальвадор Дали, решено было взять именно картину «Явление лица Афродиты Книдской» на фоне пейзажа. Для женского флакона Дали решил задействовать нос и губы Афродиты, для мужского — рот и подбородок.

Первая партия была во всех отношениях уникальной: хрустальные флаконы, лимитированный тираж — всего 5 000 упаковок…

Поэтому даже невзирая на запредельную, по любым меркам, цену: 20 000 франков, духи разлетелись, как горячие пирожки. Впоследствии перешли к более массовому и более дешевому продукту, стали задействовать сюжеты и других картин Дали — но уже без непосредственного участия художника. История духов Дали продолжилась, как мы знаем, и после смерти художника — однако началось все именно с «Афродиты Книдской».