Философ, освещенный луной и ущербным солнцем Сальвадора Дали -
Философ освещенный луной и ущербным солнцем Сальвадора Дали

Философ, освещенный луной и ущербным солнцем Сальвадора Дали

Картина «Философ, освещенный луной и ущербным солнцем» была написана маслом на холсте в 1939 году. Картины Сальвадора Дали 1938-1949 годов относятся к периоду его жизни и творчества, именуемому «Американская мечта». В эти годы автор пребывал в Америке, вместе со своей супругой Галой, которая, разведясь в 1934 году с предыдущим мужем, смогла, наконец-то, стать женой Дали.

Период жизни в Америке стал для художника очень продуктивным. Он проявлял себя во всех отраслях творчества, начиная с картин и заканчивая выпуском собственной газеты. Его продуктивности и настойчивости в тот момент жизни позавидовали бы многие. Дали нравилась Америка. Устраивала она его тем, что американцы, на тот момент, были открыты всему новому, что дало Дали возможность, если и не быть понятым, то, по крайней мере, не попасть в ряды осужденных за то, что не вписываются в общепринятые рамки. Непонимание гневило и преследовало его в Европе, поэтому Америке он был несказанно рад.

Один случай в Америке принес Дали небывалую славу и привлек к его творчеству множество поклонников. Руководство универмага в Нью-Йорке заказало Сальвадору оформление витрин. Художник, естественно, сделал все по первому разряду и в своем экстравагантном стиле. В итоге, в окне универмага красовалась черная атласная ванна, над которой была подвешена голова буйвола с окровавленным голубем в зубах. Эта композиция собрала целую толпу, желающих посмотреть и, в тот день, по Пятой авеню невозможно было пройти. Руководство универмага закрыло экспозицию, что не на шутка разозлило Дали. Он взял в руки ванну и выбросил ее в окно, через которое вышел и был арестован полицией.

Этот случай привлек много внимания к личности Дали, поэтому выставка в нью-йоркской галерее, которую позже провел художник, прошла с огромным успехом.

В 1934 году Дали наконец женится на даме по имени Гала. Женщина ради художника решается на развод с предыдущим мужем, который проходил, стоит признать, очень долго. В это время семья живет в Америке. Именно в это время и был написан на холсте “Философ, освещенный луной и ущербным солнцем”. В Америке Дали раскрыл множество своих талантов. Начали появляться новые стили в его живописи. Он так же выпускал собственную газету. Определенно, художнику нравилась Америка. Причин здесь масса. Но главная из них заключалась в том, что американцы были голодны до всего нового и неизведанного. Это касалось и творчества. Пусть многие не могли уловить тонкий смысл Дали, но, что самое важное, ни кто не мог упрекнуть или осудить его за смелые видения. Люди стали восторгаться им. От гнета Дали приехал из Европы, где оказался непонятым большинством.

Как-то раз Дали заказали оформить витрины универмага, находившегося в самом центре Америки Нью-Йорке. Художник со свойственным ему рвением, пунктуальностью и выразительностью выполнил заказ. Какого же было удивление владельцев магазина, когда они увидели ванную, над которой свисала голова чудовищного животного с растерзанным голубем в пасти. Эта картина собрала столько зевак и желающих на нее посмотреть, что ближайшие улицы наполнялись толпами и порой на них собирались настоящие давки. Руководство универмага было вынуждено избавиться от выставки, что чрезмерно разозлило художника. Он без тени сомнения выбросил ванную, после чего за ним приехала полиция. Этот случай прославил Дали на всю страну. Впоследствии Сальвадор провел выставку в Нью-Йорке, которая прошла с ошеломительным успехом, так как люди не могли забыть тот случай в универмаге. Дали стал настоящим героем Америки, которого помнят там, и по сей день.

Эта, пожалуй, самая мрачная их всех работ Дали и одна из наиболее воздействующих на меня, как на зрителя. Мы не раз уже упоминали о том, что палитра работ Дали всегда находилась в прямой значимости не только от личных обстоятельств его жизни, но и от событий, происходящих во внешнем мире.

А «внешний мир», как мы знаем, напоминал в то время жалкого кролика, загипнотизированного жестоки и беспощадным удавом — злой волей Адольфа Гитлера, который с фанатизмом, достойным лучшего применения, втягивал в войну, ни много ни мало — всю планету Земля.

Как и всякий другой, Сальвадор Дали был подавлен и чрезвычайно напуган злой волей диктатора, которого в начале тридцатых воспринимал лишь как объект, достойный интереса художника. Однако с той поры многое изменилось: фигура Гитлера возросла до размеров апокалиптических, и он снова вернулся в качестве персонажа в мрачные, исполненные тревожного предчувствия работы Дали.

Интересно, что образ «философа» Дали подсмотрел в родном Кадакесе, где жил одно время рыбак, славный своим умением ничего не делать не то что часы или дни — но месяцы и годы, возлегая при этом на песке или в любом другом подходящем месте с достоинством истинного мыслителя. Однако здесь этот безобидный, в общем персонаж, наделяется совсем другими чертами.

Лик его Дали намеренно прячет в тени, указывая на скрытность персонажа, вынашивающего, это очевидно, самые черные замыслы, которые материализованы в виде черной яйцевидной луны. Из этой луны-яйца — сгустка черной, как душа дьявола, энергии, должна появится на свет новая реальность — и реальность эта будет обильна ужасом, бедами и кровью.