«Благовещение» Василий Суриков представил на XII выставке Союза русских художников. Картина не имела успеха, коллеги и критики отзывались о ней неблагоприятно. Исследователи связывают такой отклик с тем, что зрители на тот момент привыкли воспринимать художника как прославленного исторического живописца с грандиозными полотнами и громкими сюжетами. Суриков забрал полотно с выставки, и долгие годы оно стояло свернутым. Позже хранилось в семье художника, а в 1988 году Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова купил его у внука живописца — Михаила Кончаловского.
В самом начале своего творческого пути, еще до поступления в Академию художеств, Суриков уже обращался к теме «Благовещения». Тогда преподаватель рисования Николай Гребнев принес ему гравюру Владимира Боровиковского, и одиннадцатилетний мальчик усердно ее копировал. Позже Суриков тепло отзывался об этих копиях: «Дивные рисунки были… Ведь как эти складки тонко здесь сделаны. И ручка. Очень мне эта ручка нравилась — так тонко лепится». Спустя 48 лет художник снова обратился к евангельскому сюжету.
Его трактовка сюжета «Благовещения» совершенно неожиданная и не имеет ничего общего с церковным догматом. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии. Отказался он и от благословляющего жеста архангела и преклонения его перед Марией. Интерьер Василий Суриков изобразил максимально упрощенно, а фигуры архангела Гавриила и Марии укрупнил и приблизил к зрителю. Одеяние Богоматери написано свободно и широко, ее живое и доверчивое лицо обращено к архангелу, а тот излучает мощный поток света, неся ей благую весть о рождении сына — Спасителя мира.
«Благовещение» — последняя крупная законченная работа Василия Сурикова. В 1914 году художник вернулся в Красноярск, где написал несколько акварелей и пейзажи «Плашкоут на Енисее», «Красноярск в районе Благовещенской церкви». В следующем году Суриков поехал на лечение в Крым.
Как понятно уже из названия, картина посвящена одному из библейских сюжетов. Картина рассказывает нам об очень важном для религиозного мира событии: Архангел Гавриил прибыл в Назарет к Деве Марии, чтобы сказать ей благую весть – она станет матерью Спасителя мира, то есть Иисуса Христа.
Этот религиозный сюжет считается весьма популярным среди художников. Данная работа Сурикова не получила большой популярности из-за простоты изображения фигур. Мы видим, весьма застывшую сцену, нет ощущения движения. Архангел Гавриил протягивает руки к женщине. Заметно, что художник очень хорошо поработал над изображением рук архангела – они мускулистые, сильные, видна рельефность. Одеяние у мужской фигуры простое – голубое платье с золотой отделкой. Важная часть работы – изображение крыльев архангела. Здесь нет привычного белого цвета, который ассоциируется с ангелами. Крылья будто выполнены из чистого золота. Но нет особого размаха при изображении размера крыльев, нет привычного возвеличивания посланца Бога. Привлекает внимание лишь яркий свет, озаряющий комнату, при появлении Гавриила. Этот золотистый свет подчеркивает торжественность и важность этого момента.
Больше всего критики получило именно изображение Девы Марии. Художник отказался от привычных символов Благовещения: мы не видим ни лилию, ни других предметов религиозной тематики, например, как Библия. Дева Мария изображена в полный рост. Ее руки сложены возле груди. Женщина одета в красное платье с белыми рукавами, поверх которого надета синяя накидка.
Особенно стоит обратить внимание на изображение лица женщины. Очень трудно понять, какие эмоции художник пытался передать. Здесь можно разглядеть радость, удивление и смирение. Привлекают внимание большие глаза будущей героини.
Позади женщины изображена каменная стена, что указывает нам на то, что Гавриил застал Марию в помещении. Прямо за фигурой Марии, на стене, висит небольшая картина прямоугольной формы. Предположительно, на картине изображен пейзаж с цветами.