Благовещение Честелло — Сандро Боттичелли. 1489–1490. Темпера. 150 х 156 см.
Один из самых самобытных художников эпохи Возрождения, Сандро Боттичелли, чьи образы легко узнаваемы и знакомы всему миру, создал несколько картин, посвященных традиционному библейскому сюжету – Благовещению.
На полотне изображен момент, когда спустившийся с небес ангел сообщает Деве Марии, что она ожидает ребенка, зачатого промыслом Божьим от Духа Святого. Ее будущему сыну суждено стать Спасителем мира. Такая новость пугает и удивляет будущую Богоматерь.
Картина выполнена очень чистыми и точными линиями, характерными для работ мастера. Немаловажную роль в этом играет техника и используемый материал. В отличие от масляных красок темпера дает более гладкую поверхность, позволяющую придать полотну удивительную четкость и графичность. Все детали картины тщательнейшим образом проработаны и завершены. В этой работе использованы знания о перспективе, что подчеркнуто геометрическим узором напольной плитки и архитектурными деталями заднего плана.
Затемненный, приглушенно-серый цвет стены красиво оттеняется виднеющимся вдалеке пейзажем. Мы можем любоваться блестящей лентой реки, эффектным фигурным мостом и острыми шпилями башен замка, расположенными по обе стороны реки. Тона пейзажа приглушенные, зеленоватые, оливковые и коричневые. На фоне темной, нейтральной стены и пейзажа фигуры ангела и Девы Марии смотрятся особенно ярко и красочно.
Коленопреклоненный ангел с золотистыми крыльями одет в верхнее красноватое платье, под которым виднеется желтое одеяние. Дева, смиренно склонившая голову и протягивающая руки посланцу небес в невольно протестующем жесте, также носит яркое пышное платье. Оно прикрыто сверху широким синеватым плащом с черным подбоем и воротником. Плащ украшен достаточно широкой золотой отделкой. За плечами ангела и на голове Мадонны есть тончайшая прозрачная вуаль, мастерски изображенная художником. В руках ангела крупная ветка белоснежных лилий – символа невинности Девы Марии.
Позы обоих персонажей манерные, вычурные и неестественные, однако манера письма и проработка лиц и мелких деталей абсолютно реалистичная. Особенно впечатляют складки ткани на нарядах – они живые, мягкие, великолепно обрисовывают фигуру и лежат совершенно естественно, природно. С тем же замечательным мастерством изображены лица и волосы персонажей. При том, что во всех полотнах Боттичелли герои различаются, в их лицах есть нечто неуловимое общее, сразу позволяющее отнести картину к произведениям этого великого мастера.
Картину “Благовещение Честелло” написал итальянский художник Сандро Боттичелли в 1490 году.
Неестественность, самая реалистичная и прекрасная
У Боттичелли несколько полотен, посвященных этому традиционному библейскому сюжету. Сошедший с неба ангел принес Деве Марии новость: она ожидает малыша по промыслу Божию, зачатого от Святого Духа. И этому ребенку суждено стать Спасителем.
Техника характерна для Боттичелли: чистые, точные контуры. К тому же, вместо масла художник используют темперу, благодаря этому рельеф холста гладкий, картинка графичная. Все детали сюжета и персонажей тщательно проработаны и закончены; есть перспектива.
Глубокий, приглушенный тон стены хорошо оттеняется пейзажем за окном. Там и блестящая речка, и фигурный мост, и заостренные башенные шпили. Пейзаж тоже приглушен, палитра его состоит из зеленого и коричневого, с разными оттенками.
На фоне нейтральной, насыщенного цвета стены ангел и Мария особенно красочны.
У ангела золотистые крылья, красное с желтым одеяние. На Мадонне – пышное яркое платье с темно-синим плащом, подбитым черной тканью. Плащ расшит золотом. Боттичелли изобразил просто волшебную по красоте своей и сложности вещь – тончайшую, почти прозрачную вуаль за спиной ангела и на голове Девы.
Ангел держит в руке белые лилии – символ невинности Марии, она же склоняет голову и невольно выставляет руку в протестующем жесте.
Позы обоих совершенно вычурные, неестественные, но прорисовка лиц и других мелочей крайне реалистична. Особенно складки одежды обоих героев: живые, лежащие в абсолютно естественной, мягкой драпировке. То же можно сказать о чертах лиц и волосах персонажей.
Несмотря на то, что все картины Боттичелли посвящены разным героям, есть в их внешности что-то бесконечно общее, очень узнаваемое. Что-то, что позволяет с первого взгляда отнести работу к произведениям великого художника.
Боттичелли создал грандиозную картину, которая просто не может не впечатлять. Он изображает полную драматизма сцену благовещения. На полу строгие прямоугольники, членение стен также выверено.
Архангел только что прилетел к Марии.
Мы ощущаем движение, которое не остановлено. Он преклонил колени. Мадонна и Архангел летят навстречу друг другу. Их останавливает на мгновение только колоннада, которая и становится разделяющим элементом. Можно ощутить движение в одежде ангела. Складки образуют причудливые волны.
Белая занавесь у колонн струится. Но строгий интерьер немного сдерживает этот неудержимый порыв, который так и сквозит во всем полотне.
Герои связаны взмятенной линией, которая ощутимо вибрирует по всем контурам этих фигур. Они словно ведут нас за собой. Мы невольно следуем взглядом за этими изгибами и изломами, которые неудержимо движутся навстречу друг другу.
Можно увидеть невероятную взволнованность героев этого полотна. Позы их неустойчивы. Кажется, что они пошатнулись под порывами мистического ветра, который неожиданно врывается в пространство полотна.
Шедевр выразителен. Боттичелли концентрирует внимание зрителей на красноречивых руках персонажей. Архангел приносит Марии весть от Бога. Она немного отстраняется и покорно ее принимает. Художник не стремится приукрашивать облик Марии. Мы не видим драгоценности и золотой орнамент. Святые одеты просто. Духовное ценно по-своему. Оно создает обязательный противовес физической красоте.
Поражает глубина и при этом воздушность цветов. Плащ Марии сконцентрировал оттенок моря и неба Италии. Боттичелли тонко чувствовал малейшие оттенки цвета. Кажется, что живописец промыл все краски прежде, чем накладывать их на полотно. Они сияют и впечатляют своей красотой.
Полотно хранится в галерее Уффици, во Флоренции.
Сандро Боттичелли творил во время, переходное от кватроченто к Высокому Возрождению, но в его искусстве мало радости первого и захватывающего дух величия второго. У художника вообще все особенное – фигуры и лица, линии и формы, даже закон всемирного тяготения у него свой: его персонажи всегда слегка парят над землей.
В этой небольшой по размеру картине Гавриил, явившись Марии, все еще летит, что видно не только по его трепещущим крыльям и белому шлейфу, который раздувается за спиной, но и по тому воздуху, который наполняет одежду архангела. А Мария, хоть и склонилась на одно колено, словно стоит на воздушной подушке, которая несет Ее к вестнику.
Этот полет навстречу друг другу зрительно приостанавливает лишь колоннада со светлой драпировкой, разделяющая персонажей. Движение чувствуется и в ангельском одеянии, складки которого ложатся причудливыми волнами, и в струящейся белой занавеси у колонн, но оно несколько сдерживается строгой архитектурой интерьера.
Цвета у художника глубокие, но тоже воздушные. В плаще Марии – насыщенная голубизна небес и морей. Чувство цвета у Боттичелли было настолько тонким, что одних оттенков белого в картине множество: цвет ангельского одеяния, крыльев, лилий, мраморной колонны или драпировки разный. И все краски живописца – словно промытые, новые, никем еще не использованные.
В его картинах всегда царит утро.
Годы, когда Боттичелли создал это “Благовещение “, “для людей талантливых были поистине золотым веком”, писал Джорджо Вазари. Это время Лоренцо Великолепного и его кружка, куда входил художник, где занимались искусствами. Это время расцвета Флоренции.