Картина Тициана Благовещение - Тициан Вечеллио
Картина Тициана Благовещение

Картина Тициана Благовещение

Работа Тициана «Благовещение» написана 1557 году маслом по холсту. К моменту создания картины художник считается великим мастером, и сам он прожил немалую жизнь.

Один из главных поздних шедевров художника, также на религиозную тему, — «Кающаяся Мария Магдалина». В ней мы видим яркую психологическую драму. «Благовещение» тоже воздействует на чувственное восприятие, но в нём нет такого же надрыва. Зритель, скорее, должен испытывать светлую радость.

Вертикальный формат «Благовещения» (280×210) подчеркивает движение композиции сверху вниз и обратно, подводя зрителя к мысли о возвышенном и непостижимом. На картине мы видим две фигуры — Архангела Гавриила и Марию. Архангел приближается к марии осторожно и мягко, как будто понимая, что его внезапное появление может ее напугать. Архангел протягивает руку не резко и властно, а почтительно и приветственно. В другой руке у него традиционный символ непорочности Марии — белая лилия, которая особенно ярко контрастирует с темными крыльями архангела, для которых Тициан избрал необычную коричневую палитру.

Мария не выглядит испуганной или растерянной, на её лице легкая улыбка, отражение внутренней безмятежности и готовности принять бога. Поза её довольно традиционна, архангел застал ее преклонивший колени для молитвы. Дева как будто слегка кланяется ангелу, но все равно остается с высоко поднятой головой, на которую снисходит божественный свет — Святой Дух. Мария как будто уже находится в объятиях Всевышнего, о чем говорит её жест, и испытывает трепет. В её образе сочетаются смирение и царственное величие. Если присмотреться к колонне за ней, мы увидим рельеф, изображающий фигуру, которая как бы надевает на Марию корону — символ того, что служанке Господа суждено стать Царицей Небесной.

Высокие достижения зрелого Тициана особенно видны в световых эффектах. Яркая вспышка света вырывается из плотных облаков. В этой вспышке голубь — символ Святого Духа. Лучи света создают диагональную композицию, снисходя на Марию и освещая ее прекрасный лик. Одежды Архангела тоже великолепны: сверкающие узоры розового и серебряного, сплетение нитей как будто пронизывает тот же божественный свет.

В композиции прослеживается мотив треугольника, на углах которого расположились Архангел, Мария и Святой Дух. Динамики картине, безусловно, придают лучи света, «бурлящие» облака, движение Архангела и его одежд. Картина разделена на верхнюю и нижнюю часть, землю и небеса. Но две части соединены могучей колонной, которая может символизировать покорность Марии, благодаря которой всё человечество сможет быть спасено и воссоединиться с Царствием Небесным. Сама Мария — как эта колонна, своим существованием она объединяет небеса и бренный мир: она простой человек, но даст жизнь Всевышнему.

Пространство, изображенное художником, не конкретное и структурированное, но атмосферное и ритмичное. На небесах ангелы уже празднуют, ликуют: замысел Бога скоро воплотиться в жизнь. Плотное облачное одеяло к центру истончается и появляется свет — признак надежды. Спасение для всех людей близко.

Картина взывает к трепетному, нежному, чувственному восприятию. Психологическая точность сюжета, живые человеческие эмоции, глубина христианского содержания — всё это наполняет прекрасную античную форму. Чувственный накал, типичный для Тициана, в этой работе также присутствует, но не демонстрирует духовный экстаз, а предстает перед зрителем понятным, объяснимым и даже интимным трепетом. Поздние картины Тициана пронизаны мудростью и утешением, который ищет много повидавший в жизни человек.

Трудясь над этой картиной, Тициан работал не только кистями, но и своими пальцами, стараясь в порыве вдохновения показать поразивший его образ. Он словно пытался вылепить образ архангелов, самой Богородицы и Иисуса, его апостолов. Он работал над этой картиной пять лет, готовя ее к церкви. Она не вышла светлой, скорее наоборот, достаточно скандальной и имеющей «грязные цвета» работой. Из-за нее современники критиковали Тициана. Сейчас эта работа считается одной из самых смелых как в его творчестве, так и в той эпохе.

На картине изображен сюжет, в котором архангел Гавриил сообщает Марии, что ей предстоит непорочное зачатие Иисуса. Дева Мария напугана и зажата, это был очень смелый ход, ведь чаще всего ее изображали смиренно принимающей благую весть или даже радостной. Архангел только слегка касается ногами земли, а одно крыло приподнял. Он скрестил перед собой руки, показывая смиренность и покорность Богу. Белые одежды на нем развеваются свободно, в то время как на деве Марии одежды темно-синие и ложатся вплотную к телу.

На этом полотне можно увидеть драматизм христианских сюжетов, который поражает воображение и заставляет всматриваться в мелкие детали и второстепенных персонажей. Архангел Гавриил является центральным персонажем картины, сверху на него смотрят апостолы с четко прорисованных низких небес. Множество маленьких крылатых обнаженных образов, каждый из которых имеет свое выражение лица и свои особенности. Где-то в облаках есть просвет, который сам по себе приковывает внимание.