Описание картины Владимира Боровиковского Благовещение -
Описание картины Владимира Боровиковского Благовещение

Описание картины Владимира Боровиковского Благовещение

«Благовещение» – картина Владимира Боровиковского, написанная предположительно в 1810-1820 годах, представляет один из двух характерных для его творчества типов – религиозные мотивы и светские портреты. Картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Владимир Лукич Боровиковский был русским художником, который считался главным портретистом России на рубеже 18-19 веков. Он родился в Миргороде в 1757 году. Его отец, Лука, был казаком и большим любителем иконописи. Согласно семейной традиции, все четверо сыновей

Боровика служили в Миргородском полку, но Владимир уволился в раннем возрасте и посвятил свою жизнь искусству, занимаясь, в основном иконописью для местных церквей.

Боровиковский, возможно, прожил бы остаток своей жизни как художник-любитель в провинциальном городке, если бы не неожиданный случай. Его друг Василий Капнист готовил жилье для императрицы Екатерины II в Кременчуге во время ее поездки в недавно завоеванный Крым. Капнист попросил Боровиковского нарисовать две аллегорические картины (Петр I и Екатерина II, как крестьяне, сеющие семена) для своих комнат. Картины так понравились Императрице, что она попросила художника переехать в Санкт-Петербург.

Начиная с 1795 года он стал популярным художником-портретистом и создал более 500 портретов за всю свою жизнь, 400 из которых сохранились до нашего времени. У него была собственная студия, и он часто пользовался услугами помощников, которые рисовали менее важные части портрета. Среди позировавших ему были члены императорской семьи, придворные, генералы, многие аристократы и фигуры из русского художественного и литературного мира. Большинство его портретов интимно по стилю.

Боровиковский Владимир Лукич – русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в 1758 году в Миргороде.

Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794, ГТГ

Портрет Дарьи Александровны Державиной, 1813, ГТГ

Портрет князя Александра Борисовича Куракина, 1802, ГТГ

Портрет княжен Анны и Варвары Гагариных, 1802, ГТГ

В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни.

В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая – Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти австрийский художник-портретист Лампи.

Боровиковский стал учиться у австрийского живописца Иоганна Батиста Лампи Старшего, пользовался также советами Дмитрия Григорьевича Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через несколько лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии.

Портрет графини Марии Ивановны Лопухиной, 1797, ГТГ

Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, ГТГ

Лизынька и Дашинька, 1794, Третьяковская галерея

Портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского, 1799, ГРМ

Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми, 1803, ГРМ

Портрет Екатерины Александровны Архаровой, 1820, Третьяковская галерея

Боровиковский написал множество великолепных портретов русских сановных и церковных деятелей, из которых весьма замечателен портрет императрицы Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, князя Куракина, князя Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой – в Академии художеств.

Портрет княгини Елизаветы Григорьевны Темкиной, 1798, ГТГ

Портрет русского поэта Гавриила Державина, 1795, ГТГ

Портрет писательницы Анны Луизы Жермены де Сталь, 1812, ГТГ

Женский портрет, 1805, Художественный музей, Самара

Князь Григорий Семенович Волконский, 1806, Художественный музей, Тула

Портрет Н. М. Яковлева, 1802, Русский музей

Занимался Боровиковский и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие образцы церковного искусства художника: «Благовещение» (в царских дверях главного иконостаса), «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина»,» Антоний и Феодосий».

По технике живописи Боровиковский имеет общее со своим учителем Лампи и отчасти с Левицким – это необыкновенно сохранившуюся свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с современною ему живописью, например Шебуева в Казанском соборе.

Правда, что некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне, а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его произведениях.

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой, 1811, Третьяковская галерея

Портрет Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, 1796, ГТГ

Александр Васильевич Поликарпов, 1796, Картинная галерея, Тверь

Портрет графа Петра Александровича Толстого, 1799, ГМИИ

Павел I в белом далматике, 1799, Третьяковская галерея

Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой, 1790-е, ГРМ

К сожалению, ни художник Лампи, ни живописец-портретист Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Боровиковский был левша, то есть писал левой рукой.

Число произведений Боровиковского должно быть довольно значительно, но точных сведений о них не имеется. Боровиковский Владимир Лукич умер в 1825 году в Петербурге.