Анализ картины Леонардо да Винчи Благовещение - Леонардо да Винчи
Анализ картины Леонардо да Винчи Благовещение

Анализ картины Леонардо да Винчи Благовещение

Ранняя живописная работа с иллюстрацией евангельского текста — одна из самых узнаваемых и самых важных работ Леонардо да Винчи. С левой стороны полотна изображен коленопреклоненный крылатый архангел Гавриил, держа в левой руке белую лилию, которая является символом чистоты Святой Девы, а правой перекрещивает саму Пресвятую Деву, тем самым благословляя ее. Он — молодой, прекрасный юноша, тело которого украшает богатая одежда: она — застигнутая за чтением писания, белоснежная кожа которой выделяется на сером фоне стены. В ее тонких чертах некоторые исследователи увидят холодность. Монументальность характера достигнута позой, ногами с покрытой драпировкой. На мраморной подставке, которая стоит перед Марией, лежит Библия: художник не отходит от традиций..

Цветы и травы составляют ковер, по которому стелется одежда Гавриила. Автор не случайно выбирает горизонтальную композицию: такое положение дает место для помещения обширного пейзажа, состоящего из резных силуэтов деревьев, уходящей реки с кораблями, башнями и стенами, которые стоят в бледной дымке. Архитектурная обстановка, на фоне которой находятся сидящие, выполнена в традициях изображения религиозных сцен.

Тщательная рисовка выразительных рук Марии, лик Гавриила и пейзажа позади героев картины – вот все то, что неотъемлемо для полотен живописца. Гавриилу были дорисованы крылья неизвестным автором, а крылья да Винчи были срисованы с маленьких птичек, по этой причине они отличались изяществом и пропорциональностью. Изменения другого живописца сделали этот элемент только громоздким и даже гротескным. Природа всегда была одной из участниц полотна и неважно в какой части полотна она находилась. Несмотря на то что здесь она изображена позади героев, пейзаж показан отчетливым и красочным.

Библейская сцена с пейзажем на заднем плане, а не с закрытым помещением – эту идею художник воплотил первым. На рентгенографии было установлено, что наклон головы Святой Девы был больше, мизинец был не согнутым, а рука была короткой.

Точного времени создания картины не установлено, предполагают, что Леонардо да Винчи сотворил «Благовещение» в интервале с 1472 по 1475 год. Тогда творец был ещё совсем юношей и в то время практиковалось то, что ученики писали работы вместе с учителем, помогая тому выполнять заказы. Это вызвало в дальнейшем трудность определения авторства, ведь некоторые работы могли быть написаны совместно с Верроккьо.

Однако даже в тот период появились шедевры Леонардо да Винчи, где четко прослеживается труд самого художника, одной из них и стала работа «Благовещение». Итальянский художник написал картину в жанре религиозная сцена. «Благовещение» находится в стенах музея Уффици в городе Италии Флоренции.

По традиции, Богородицу Леонардо да Винчи изображает с правой стороны. Женщина сидит у входа за пюпитром. Ее левая рука приподнята — она приветствует небесного гостя. Женщина совсем молода, черты ее лица автор картины показывает тонко и наделяет их оттенком холодности. Поза и одеяние придает ей значительный и монументальный вид. На левой стороне «Благовещения» показан небесный посланник (архангел Гавриил). Он представляет собой красивого молодого человека, на котором надеты богатые одежды. Юноша на картине преклоняется перед Богоматерью. В левой руке Гавриил держит белую лилию — знак чистоты и невинности, правой рукой он благословляет Марию. В лице вестника читается серьёзность и задумчивость — для него весть, ради которой он прибыл на землю, несёт огромное значение.

Леонардо да Винчи не забывает уделить внимание и прекрасному пейзажу, усеянному красивыми цветами, кипарисами, четко прорисованными лужайками и далёкими горными вершинами, которые покрываются дымкой. «Благовещение» выполнено с превосходной детализацией. Складки одеяния Богоматери прописаны уникальным методом, изобретенным Леонардо да Винчи. Лица героев полотна «Благовещение» он изображает реалистично, не используя религиозный пафос.Леонардо да Винчи в своей работе «Благовещение» использует разнообразную палитру цветов. Здесь можно увидеть оттенки красного, присутствующие в одеянии Архангела Гавриила и Богоматери, оттенки голубого и синего (небо и платье женщины), жёлтого, золотого и спектр зелёного оттенка.

Леонардо да Винчи писал картину, взяв идею из Евангелия от Луки. Такой сюжет в эпоху возрождения не был редкостью среди творцов, но мастер живописи сумел даровать своим картинам особенные черты, которые сделали его работу особо популярной. Автор показывает в «Благовещении» Марию и архангела Гавриила. Обычно эти образы размещают в комнате Богоматери, но художник решил изменить пространство и изобразил божественные фигуры на террасе, которая напоминает виллу.

Ещё одной особенностью стало то, что Леонардо да Винчи заострил внимание на пейзажах, мастерски и тщательно прорисовывая необыкновенной красоты сад. Также он насыщает картину символикой, которая связывает итальянскую жизнь и сюжет Библии. Например, божий посланник держит цветок, если быть точнее лилию, что представляет собой смысл чистоты Богоматери и символ Флоренции. Также мраморная подставка для Библии покрыта орнаментами, которые являются копией тех, что изображены на надгробии Пьеро и Джованни Медичи (над ними трудился Андреа Верроккьо — наставник Леонардо да Винчи). Основа сюжета «Благовещения» заключается в том, что Гавриил принес Марие благую весть — он сообщил ей о беременности и сказал имя будущего дитя — Иисус.

Леонардо да Винчи вкладывает в полотно «Благовещение» особый смысл. Архангел является небесным посланником, который прибыл к Деве Марии с особой новостью. Он благословляет ее и приносит белую Лилию в знак чистоты Богоматери, а также сообщает ей о беременности и имени будущего малыша.

Работа «Благовещение» с 1867 года хранится в галерее Уффици в городе Флоренция. Картина попала в музей из монастыря Сан Бартоломео, находящегося в Тоскане.

Леонардо да Винчи признают основоположником возрождения, также он является самой яркой фигурой этого интересного периода в истории искусства.

Раннее «Благовещение» приписывали трудам Доменико Гирландайо, однако после 1869 года Карл Эдуардович фон Липгарт (историк и коллекционер) заявил, что автором является Леонардо да Винчи;

Леонардо да Винчи написал крылья архангела, опираясь на этюды крыльев птиц (признание самого автора);

Со временем живописец вновь пришел к сюжету «Благовещение», а также написал работу, предназначенную для алтаря собора в Пистойе (хранится в Лувре). Однако до сих пор нет подтверждения, что эта работа была сотворена Леонардо да Винчи. Если догадка, что картина – результат совместной деятельности, но это не преуменьшает ее ценность, ведь это единственная работа, которая в завершенном виде дошла до нашего времени с флорентийского периода. Когда Леонардо да Винчи покинул мастерскую

Верроккьо, сотворенные им картины, были либо не доведены до финала, либо так и не получили известность;

«Благовещение» нашли в 1867 году. Картина была в монастыре Сан-Бартоломео;

Также авторство «Благовещение» приписывалось Лоренцо ди Креди. В 1907 году сомнения развеяли полностью, так как был опубликован эскиз руки небесного посланника;

Творцу на момент создания картины было 20 лет;

Предположительно, «Благовещение» было экзаменационным заданием для Леонардо да Винчи. Об этом свидетельствуют некоторые детали — документальные свидетельства отсутствуют, значит картина не была кем-то заказана, а в монастыре оказалась в качестве подарка;

В полотне «Благовещение» прослеживаются следы воздействия Верроккьо на Леонардо да Винчи — заметно в том, как художник изображает одежду и движение руки;

Благодаря исследованиям удалось узнать, что по первой задумке картины голова Богоматери была показана с более сильным наклоном вперёд, поднятая рука была короче, а мизинец был согнут;

Кто-то неизвестный внёс в «Благовещение» корректировки, а точнее удлинил крылья Гавриила;

О том, что «Благовещение» было сотворено Леонардо да Винчи, говорит изображение лица Марии — схожие черты прослеживаются в картине «Мадонна с гвоздикой», а

Архангел напоминает ангела, изображённого на картине авторства Верроккьо «Крещение Христа» (ангела изобразил Леонардо да Винчи);

Есть подтверждения, что картина была создана совместно с Верроккьо — об этом говорят две разные техники, использованные во время написания «Благовещения»;

В Лувре находится ещё одна картина «Благовещение», она считается заслугой Леонардо да Винчи. Но некоторые эксперты с этим не согласны и приписывают творение труду Лоренцо ди Креди (его картины часто приписывались Леонардо да Винчи, так как они оба прошли обучение у одного учителя, поэтому их техники между собой похожи).

Даже в нынешнее время некоторые эксперты спорят о том, принадлежит ли «Благовещение» авторству Леонардо да Винчи или эта работа была создана совместно с другим художником.

Достаточно долгое время длились споры по поводу авторства этой картины. Некоторые эксперты полагали, что «Благовещение» было написано Гирландайо, а другие считали что картина принадлежит кисти молодого Леонардо Да Винчи. Однако, спустя некоторое время, ученые все же пришли к тому, что «Благовещение» относится к раннему творчеству Да Винчи.

На самом деле, многие детали этого произведения характерны для творчества великого художник – тщательно прорисованные выразительные руки Девы Марии, выполненные с особой точностью, лицо архангела Гавриила, которое соответствует лицу ангела в «Крещении Христа» и пейзаж на заднем плане, который часто изображает Леонардо – все это характерно для картин великого художника.

Стоит отметить, что неизвестный автор зачем-то дорисовывал крылья архангела Гавриила, который принес добрую весть. Были найдены записи Да Винчи, в которых говорилось, что крылья ангела он срисовывал с птиц, поэтому изначально они были гораздо изящнее и пропорциональны фигуре Гавриила. После изменений неизвестного художника, крылья стали выглядеть более громоздкими и несколько гротескно.

Особенности творчества великого художника видны и тщательно прорисованных складках одежды Девы Марии и архангела Гавриила. Найденные эскизы художника свидетельствуют о том, что Леонардо старательно учился этому мастерству.

Отдельного внимания заслуживает пейзаж картины, который виден на заднем фоне. В целом, Леонардо придавал большое значение природе, так как он родился и жил в живописных местах. Поэтому живописные пейзажи всегда находили свое место в картинах художника, пусть даже и на заднем плане, зато отчетливо и красочно изображены. Кстати, Леонардо Да Винчи одним из первых изобразил эту библейскую сцену не в закрытом помещении, а на фоне природы.