Анализ иконы Андрея Рублева Благовещение - Андрей Рублев
Анализ иконы Андрея Рублева Благовещение

Анализ иконы Андрея Рублева Благовещение

Икона Андрея Рублева Благовещение, написанная на липовой доске, хранится в иконостасе Троицком Соборе вот уже много лет благодаря бережному уходу реставраторов, хотя сохранность работы Рублева, конечно, сложно оценить как высокую. В основе сюжета – один из центральных праздников всех христиан, изображено приношение Гавриилом Благой Вести. Библейское писание повествует о том, что Архангел Гавриил должен был прибыть на землю, чтобы сообщить о избрании Пречистой Девы к исполнению Боговоплощения. В тот день Дева Мария узнала, что на ее плечи возложена судьба всего человеческого мира.

Созданный в мастерской Даниила и Андрея Рублёва иконостас должен был соответствовать масштабу домонгольского храма, существенно отличавшегося по величине от небольших построек Московской Руси XIV – первой половины XV века. Он значительно превосходил иконостас Благовещенского собора по количеству и размерам икон и представлял собой самый грандиозный и впечатляющий ансамбль XV столетия. Его состав реконструируется благодаря сохранившимся описным книгам конца XVII века. Так, по описи 1693 года владимирский иконостас насчитывал 82 иконы, 25 из которых размещались в праздничном ряду. Разумеется, эти сведения относятся к ансамблю XVII столетия, древнее ядро которого было существенно дополнено. Наиболее вероятно, что первоначальный иконостас времени Андрея Рублёва включал в себя 13 или 15 икон деисусного чина и 16 праздников.

Иконостас находился в соборе вплоть до 1775 года, когда по повелению императрицы Екатерины II его заменили новым, в стиле барокко. Часть древних икон вывезли в село Васильевское Шуйского уезда Владимирской губернии, где разместили в Троицкой церкви и в других храмах и часовнях. Первое обследование этих памятников, находившихся под несколькими слоями поздней записи, проводилось членами Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи Н. Д. Протасовым и Г. О. Чириковым в 1918 году. Авторское письмо сохранилось только на пяти иконах из праздничного ряда: три из них находятся в Третьяковской галерее, а две, «Крещение» и «Сретение», – в Государственном Русском музее.

Иконографические схемы дошедших до нас праздничных икон из Успенского собора в целом типичны для византийской и московской живописи XIV–XV столетий. Это касается прежде всего «Вознесения», иконография которого отличалась наибольшей устойчивостью: вверху представлен возносящийся Христос во славе, поддерживаемой ангелами, внизу – Богоматерь, олицетворяющая Церковь, и апостолы с ангелами – свидетели чуда. Как и на других московских иконах рубежа XIV–XV веков, свободные и непосредственные позы и жесты персонажей отражают разные оттенки эмоционального восприятия события.

Достаточно типично и «Благовещение» со сложно разработанным архитектурным фоном и динамичной композицией: ангел в развевающемся плаще делает широкий шаг к Богоматери, склоняющей голову в знак принятия Божественной воли. Для иконы «Воскресение – Сошествие во ад» выбран тот вариант иконографии, в котором Христос, попирающий врата ада, обращен вправо и поднимает из гробницы коленопреклоненного Адама.

По-видимому, спокойная и уравновешенная композиция соответствует тому моменту повествования апокрифического Евангелия Никодима, когда сошедший во ад Христос берет за руку Адама и дарует ему прощение, говоря: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек». Редкой особенностью владимирской иконы является изображение Христа и праведников не над адской пещерой, а внутри нее, отчего сияние славы Христа заполняет почти все пространство. Вероятно, свет в адской пещере должен был напомнить об известном пророчестве Исаии, повторенном в евангельской истории о рождении Спасителя: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9: 2; Мф. 4: 16).

Среди ярких стилистических особенностей праздничных икон владимирского иконостаса – крупномасштабность фигур персонажей, которые располагаются на первом плане композиции, и относительная плоскостность передачи форм горок или зданий на фоне. Тем не менее иконы заметно различаются по манере исполнения, что свидетельствует об их принадлежности нескольким мастерам – членам артели Даниила и Андрея Рублёва. Причем «Вознесение», как наиболее совершенный и утонченный образ, многие исследователи относят к творчеству самого Рублёва. Эта икона с ее классическими пропорциями, плавностью рисунка, свободно очерченными силуэтами, сосредоточенными и вдохновенными ликами наиболее гармонична. Особенно выразительны изысканная цветовая гамма, где сочетаются золотистые, синие и вишневые оттенки, и острая характерность отдельных деталей. К их числу относятся сближенные руки Богоматери и апостола Петра, благодаря которым передается глубокая внутренняя связь образов.

В честь Благовещения христиане отмечают праздник каждый год, седьмого апреля. Икона, изображающая это событие, созданная Андреем Рублевым, представляет большую ценность для всех верующих, и, конечно, для мира искусства. Создание «Благовещения» датируется 1405 годом. Уникальные особенности иконы представлены такими новшествами искусного иконописца, как богатство цветовой палитры, переход от канонической иконописи с ее неестественными, малореалистичными линиями и формами к более мягким фигурам, появление первых эмоций на лицах святых (что ранее было редким явлением в иконописной живописи).

Кроме того, редкая манера писания художника видна по таким стилистическим особенностям, как отрицание скученности образов, нагромождения композиции. Андрей Рублев был убежден, что для большего эмоционального отклика верующих вовсе не нужно нагромождать сюжет большим количеством деталей, напротив, чтобы библейское писание не меняло своей сути, необходимо делать сюжет максимально прозрачным. Иконостас – крупное сооружение, которое должно, по мнению художника, читаться издали. Таким образом, каждый верующий, входя в православный храм, должен понимать, о чем повествуют иконы, какие сюжеты лежат в их основе.