Анализ иконы Андрея Рублева Архангел Гавриил - Андрей Рублев
Анализ иконы Андрея Рублева Архангел Гавриил

Анализ иконы Андрея Рублева Архангел Гавриил

Андрей Рублев считался одним из лучших русских иконописцев всех времен. За свою жизнь он сумел расписать несколько соборов и церквей. Одной из наиболее знаменитых его работ считается икона, на которой изображен Архангел Гавриил. Выполнял работу Андрей Рублев не самостоятельно. Ему всегда помогали его подмастерья, а при работе над данной иконой вместе с Рублевым творил и еще один знаменитый русский иконописец – Даниил Черный.

Иконостас мог быть создан одновременно с росписями Даниила и Андрея Рублёва около 1408 года или чуть позже. Работы по созданию храмового убранства могли затянуться на несколько лет или возобновиться уже после разорения собора в 1410 году. Степень сохранности, утраты красочного слоя и искажения первоначального рисунка икон деисусного ряда не позволяют однозначно судить об авторстве знаменитых иконописцев. Однако выразительность силуэтов и ритма, цветовых сочетаний внутри общей композиции, а также сходство колорита с рублевскими фресками Успенского собора свидетельствуют о принадлежности мастеров к кругу Андрея Рублёва.

Архангел Гавриил облачен в темно-зеленый далматик и золотой лор – парадные одежды византийских императоров, на плечи накинут красный с золотыми узорами гиматий. В одной руке архангела – зерцало, в другой – посох. После переделки иконостаса икона стала использоваться как южная дверь в алтарь, на боковых торцах сохранились следы крепления металлических скоб. На фоне иконы крупные вставки нового левкаса, чинки с поздней записью и потертости красочного слоя. На правом крыле живопись утрачена почти полностью.
Иконостас Успенского собора во Владимире представлял собой самый грандиозный и впечатляющий ансамбль XV столетия. Самые ранние сведения об этом иконостасе содержатся в описной книге собора 1693 года, согласно которой он насчитывал 82 иконы. Однако первоначальный иконостас времени Андрея Рублёва включал значительно меньше икон, деисусный ряд состоял из 13 или 15 икон.

В 1775 году на выделенные императрицей Екатериной II деньги древний иконостас в соборе был заменен новым в барочном стиле. Иконы из старого иконостаса были частично уничтожены, частично проданы крестьянам села Васильевско Шуйского уезда Владимирской губернии, где их разместили в Троицкой церкви и в других храмах и часовнях.

По инициативе И. Э. Грабаря в ноябре 1918 года было проведено первое обследование икон в храмах села Васильевского членами Комиссии по раскрытию древнерусской живописи. В 1923 году все иконы из села Васильевского были вывезены для реставрации в Москву. А в 1934 году часть икон была передана из Центральных государственных реставрационных мастерских в Третьяковскую галерею.

Икона Андрея Рублева Архангел Гавриил была написана в 1408 году. Мастер писал иконы в основном для украшения соборов, поэтому данная икона была частью иконостаса Успенского собора в городе Владимире. На иконе изображен Архангел Гавриил. Православная церковь признает, что Гавриил имел почетное звание архистратиг. Такой статус означает, что Гавриил, вместе с Михаилом, является предводителем всего небесного войска.

Гавриил всегда считался посланником Божьим. Людям он извещал хорошие, благие вести. Именно поэтому на иконе Гавриил изображен со сферой в правой руке. Данная зеркальная сфера – символ познания, света. Ангелы могут посмотреть в это зеркало и увидят там отражение Бога. Мы видим, что на иконе показан свет, исходящий от сферического шара – это преломляются лучи солнца, которые освещают Гавриила.

В левой руке архангела принято изображать посох или лилию. Андрей Рублев решил изобразить именно посох. Данная деталь неслучайна, это символ того, что архангел является посланником Бога. В какой-то степени посохом архангел прокладывает себе путь.

Одежда на архангеле Гаврииле традиционная для православной иконописи XIV века. Мы видим, что святой изображен в синем одеянии с золотым узором по краям. На плечах – красный паллиум, который является неотъемлемой частью одежды святых. Стоит отметить, что Гавриил не всегда изображался с крыльями. Но на данной работе XIV мы видим, что у архангела есть крылья, темного, практически черного цвета. Вокруг головы – золотой нимб.