Картина написана маслом на холсте в 1871 году в жанре городской пейзаж. Василий Суриков великий русский художник. Он дал нашей стране огромное культурное наследие, был мастером своего дела.
Художник родился в Красноярске, где провел свое детство. Учиться искусству живописи отправился в Санкт-Петербург. За свою жизнь он объездил многие места нашей большой страны, ездил изучать живопись и за границу. О Сурикове было много сказано среди деятелей искусства того времени, а также во все остальные годы. Его картины наполнены, будто мистическими сновидениями, которые дают ему индивидуальный стиль, не свойственный никому более.
Легкая акварельная воздушность картины идеально соответствует изображенному времени суток. Благодаря технике письма тени кажутся прозрачными, как это бывает прохладными вечерами, а контуры предметов и очертания фигур — мягко размытыми, несколько бесформенными, словно сглаженными потоком холодного влажного петербургского воздуха.
Объем и особое ощущение прохлады подчеркивает слабое, бледное сияние ослепительно белой полной луны и пронзительный искусственный свет фонарей вдоль проспекта.
Голые деревья и расплывающиеся в тени контуры зданий слабо читаются на заднем плане, выделяясь лишь узнаваемым контуром массивного купола с башенкой Исаакиевского собора.
По заснеженной дороге резво бежит гнедая лошадка, запряженная в легкие санки. В них сидит пассажир, укрытый медвежьей полостью, а правит санками возница в приталенном кафтане. Вдоль стенки скользит барышня в алой юбке, сливающаяся с собственной прозрачной тенью.
А вот ближайшая к зрителю часть полотна отображает представителей совсем другого класса — рабочего. Возле прилавка с горящим подвесным фонарем собрались простые люди — дворник в белом фартуке, двое несчастных нищих и мальчишка-попрошайка. Их фигуры выполнены в невнятной коричневато-серой гамме и четко дистанцированы от других представителей тогдашнего общества. Другие герои картины окрашены более яркими и свежими красками, расположены как бы по другую сторону улицы, подальше от простолюдинов.
Прозрачность красок картины помогает передать звенящую чистоту, глубину холодного зимнего воздуха, особые краски вечера и яркость света — природного и искусственного. Эта жанровая картина словно привет от давно исчезнувшей в потоке времени жизни, воспоминание одного человека, запечатленное легкими акварельными мазками.
На полотне «Вечер в Петербурге» Василия Сурикова изображен старый Питер. Она уносит нас в прошлое, заставляя трепетать душу. Вот так жили люди в те времена, Суриков как будто запечатлел мгновение, которое оставил для нас. Но еще больше эта картина ассоциируется со сном или видением. Лица людей не досягаемы, но все равно полотно дает понять, жизнь была очень и очень многогранна в то время. Как, впрочем, и сейчас.
В правой части картины изображены не богатые люди, они печальны. И пусть не видно лица мальчика, но понятно и так, с каким интересом он рассматривает повозку, в которой мчаться богатые леди. Образы дам в красивых нарядах мелькают на полотне, словно тени или призраки. Тона очень спокойные.
Суриков написал картину легкими набросками, но она поражает глубиной. В центре расположена повозка, которую быстро мчит, запряженная лошадь. Время как будто остановилось, чтобы дать художнику запечатлеть это мгновение на века. Полная луна на небе, серо-синие его оттенки, снег на дороге, красивые старые фонари, стоящая лавка около дороги, дают нам возможность окунуться в то время и посмотреть, как жила царская Россия.
Смотреть на полотна Сурикова можно бесконечно. И с каждым разом они открываются для нас с новой стороны.
Картина находится на хранении в Красноярском музее имени Сурикова.