Анализ картины Караваджо Гадалка (1595) - Караваджо
Анализ картины Караваджо Гадалка (1595)

Анализ картины Караваджо Гадалка (1595)

Гадалка (1594 — 1595) — одна из ранних работ Микеланджело Меризи де Караваджо, в наши дни находящаяся в коллекции Лувра. Оговоримся сразу — картина существует в двух версиях, написанных с разницей в один год.

Одна их них, как мы уже сказали, находится в Лувре, а другая — в Капитолийских музеях Рима. Здесь речь пойдет о более поздней и, несомненно, более совершенной версии — из Лувра.

Как известно, Караваджо на начальном этапе своей карьеры запомнился современникам грубым и неотесанным молодым человеком, ходившим в лохмотьях, жившим, где придется и любившим пуще всего на свете выпить, подраться и загреметь, как следствие предыдущих действий, в тюрьму.

Гадалка Караваджо относится к бытовому жанру и впервые была упомянута биографами художника. На полотне изображена молодая девушка, являющаяся цыганкой. На её лице можно рассмотреть лёгкую улыбку, в которой скрывается желание одурачить молодого человека, предсказав ему судьбу и поведав будущее. Герой картины – выходец из знатной семьи, который увлечённо смотрит на симпатичную девушку, держащую его за руку. Он кажется наивным и заинтересованным, с интересом ожидая от девушки предсказания. Но молодой человек не замечает, что та собирается обмануть его.

Удивительной деталью, которую очень сложно заметить, является момент кражи. Цыганка, отвлекая парня своим взглядом, снимает с его пальца золотое кольцо, но он не видит этого, не ожидая подобного подвоха. Герой произведения одет в богатое платье, говорящее о его самовлюблённости. Это помогает девушке раскрыть тайну его характера и максимально отвлечь от всего происходящего. По словам критиков, Караваджо, написав эту картину, хотел показать то, что сюжеты и события, взятые из реальной жизни, могут быть интересными и нести в себе глубину и смысл.

Перед созданием картины художник пригласил к себе молодую цыганку, которая владеет умением предсказывать будущее. Он попросил её продемонстрировать, как именно она читает по руке и рассказывает о том, что должно произойти с человеком. Сам мастер изобразил того, кому она должна гадать. Таким образом, он хотел проникнуться моментом и как можно лучше прочувствовать происходящее. Главной целью Караваджо было добиться наибольшего реализма, который читается в выражении лиц, поведении героев, их одеждах и движениях. Художник использовал резкое противопоставление света и тени, что делало его полотна объёмными и живыми. Его творчество оказало огромное влияние на таких художников, как Рубенс, Веласкес, Рембрандт и другие.

Этой злой рок, проистекающий их врожденных и благоприобретенных слабостей художника, сопровождал Караваджо всю его недолгую жизнь — уроженец Ломбардии прожил всего 38 лет. Тем более непонятно, как при таких привычках и наклонностях Караваджо смог написать немало прекрасных картин и стать одним из главных революционеров живописи 17-го века, заложившим, по сути, основы реалистического письма.

Если верить Джованни Беллори, биографу Караваджо, художник уже в ранней юности люто негодовал, когда ему мягко указывали на то, что неплохо бы поучиться мастерству у великих мастеров античности. Итогом таких советов была любо драка, либо не самая вежливая просьба со стороны Караваджо «идти лесом и не лезть с идиотскими советами».

Будучи в хорошем расположении духа, молодой Микеланджело Меризи снисходил и до более развернутого ответа: в ответ на такое предложение он указать пальцем на толпу и сказать, что учиться надо не у «каких-то там древних мастеров», а у природы, и однажды, чтобы доказать это, он зазвал цыганку-гадалку, случившуюся рядом, и быстро написал ее в манере весьма реалистичной и живой.

Моделью юноши выступил сицилийский художник Марио Миннити — приятель и собутыльник Караваджо. Работа поражает реализмом, яркой характерностью и объемностью персонажей, но прежде всего — невероятной живостью. Кажется, Караваджо издал пальцами щелчок, напоминающий звук затвора фотоаппарата, и картина уже была написана — в секунду, в мгновение ока.

Отчасти это предположение верно: после смерти художника не было обнаружено ни одного рисунка или эскиза — Караваджо сразу реализовывал свои задумки на холсте, что предполагает как минимум наличие фотографической памяти.

Так или иначе, картина получилась прекрасной: юноша свеж, разняряжен, самовлюблен и явно доволен собой, не замечая, что плутовая цыганка в процессе гадания незаметно стягивает с его пальца кольцо.

«Гадалка» понравилась как художникам, так и коллекционерам, однако Караваджо, который вечно сидел без денег, вынужден был в итоге продать ее за совсем небольшую сумму. Грубо говоря, он сменял «Гадалку» на вино и колбасу в количестве, достаточном для недельного загула. Картина попала в коллекцию богача-банкира Винченцо Джустиниани, который впоследствии сделался меценатом художника.

Через Джустиниани Караваджо познакомился с карденалом Франческо Дель Монте, для которого написал картину «Шулера» (1594) а чуть позднее — еще одну версию «Гадалки»: ту самую, которой мы любуемся сегодня в Лувре.