Анализ картины Михаила Врубеля Гадалка - Михаил Врубель
Анализ картины Михаила Врубеля Гадалка

Анализ картины Михаила Врубеля Гадалка

Работа была создана за несколько часов. Мастер работал над портретом богатого заказчика, но в какой-то момент отказался писать толстосума и поверх начатой уже работы быстро написал «Гадалку».

За три года до написания работы, художник увлекся образом Кармен из оперы Бизе. Долгое время он рассказывал о своих задумках коллегам, но к работе не приступал. Моделью для картины согласилась стать женщина, с которой мастер был едва знаком.

Перед зрителем, несомненно, испанка на фоне мавританских ковров. Перед героиней гадальный расклад, карты предвещают беду. Не случайно автор изобразил пикового туза в раскладе. Теперь становится понятным и жгучий взгляд героини. Она узнала чужую тайну, она заглянула в будущее и сама чувствует себя неуютно.

Работа решена в цветах красного спектра. Из общей гаммы выбивается розовый шарф героини. В этой работе обычно безмятежный и легкомысленный цвет выглядит тревожно и даже зловеще.

Работа выполнена в манере импрессионистов, главным в ней становится впечатление мастера о сюжете, его тревоги, переживания и предчувствия.

Прообразом «Гадалки» является Кармен из одноименной оперы Бизе, которой Врубель увлекся еще в 1892 году. Его вдохновила излюбленная в символизме тема рока, предопределенности судьбы.

Коровин рассказывал о возникновении картины: «Все шумели, говор, игра в карты, спор. Михаил Александрович… спал. Наутро он написал с какой-то дамы, с которой познакомился накануне, портрет ее с игральными картами». Врубель написал «Гадалку» поверх заказанного ему портрета промышленника Николая Мамонтова.

По воспоминаниям Николая Прахова. пришедшему позировать Мамонтову художник заявил: «Не могу больше писать ваш портрет, осточертел он мне».

Гадалка — это символ Женщины. В ней есть обаяние красоты, естественность и в то же время некая загадочность. Глядя мимо зрителя, словно пророчица, она проникает в неведомое для других будущее человека.

Спор света и тени на контрастно освещенном лице усиливает драматизм и остроту ощущения образа. В колорите картины холодные и теплые цвета, взаимодействуя, обогащают друг друга. Благородно и сдержанно мерцают переливы шелковой ткани на фоне тусклого приглушенного в цвете ковра. Натурное начало в этом произведении берет верх.

Фантастическое художник выискивает в самом объекте — в женщине, обладающей даром разгадывать будущее людей.

Картина написана на холсте с темно-серым грунтом легким и длинным, не слишком пастозным мазком. Слой краски, тонкий в живописи головы и рук, становится более плотным в фактуре шали и ковра на стене за спиной женщины.

«Гадалка» близка по композиции к знаменитой киевской «Девочке на фоне персидского ковра», написанной художником девятью годами ранее, но ее утонченная живопись менее материальна. Об истории возникновения акварели «Портрет мужчины в старинном костюме» подробно рассказал в своих воспоминаниях Николай Адрианович Прахов. Внимание Врубеля, пришедшего в квартиру Праховых, привлек кусок старинной украинской парчи, купленной хозяином на рынке. Он загорелся желанием написать ее акварелью.

Положив стул боком на стол, Врубель набросил на него парчу, чтобы легла свободными складками, и начал с увлечением писать. По словам Николая Прахова, художник «начал с центра, с большого букета, и пошел от него вверх и вниз. Когда уже было написано довольно много, стал говорить: „Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне. Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный”.

Написал пояс, длинные рукава рук, лежащих на поручнях кресла, и стал намечать лицо от подбородка кверху».

Врубель придал портрету черты известного киевского коллекционера и мецената Ивана Николаевича Терещенко, мотивируя это тем, что „он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным”.

Художника интересовала в первую очередь передача узора на старинной украинской парче, поэтому он не стал подклеивать бумагу для изображения лица мужчины целиком.

Равнодушие Врубеля к своим работам проявилось и здесь: портрет был наклеен на картон «Восточной сказки», чтобы тот не покоробился. В 1946 году он был отделен и отреставрирован.

Врубель любил путешествовать по странам. Он посетил: Рим, Милан, Афины и другие города, но сердце навсегда осталось в столице России – Москве. Такие скитания положительно сказались на работах художника, оставив пламенный след в истории.

Картина «Гадалка» – один из таких творческих порывов. Посетив Испанию, Врубель принялся писать страстные полотна, полные чувств и нежности. Многие критики и историки считают, что увидев оперу «Кармен» художник в порыве чувств создал данную картину.

В литературе, «Кармен» – это любовная повесть, рассказывающая о цыганке и ее возлюбленном. Отсюда и берёт начало сюжет картины. Центром композиции становится ромалэ с необычно дикой и хищной внешностью, таящей много секретов. Короткие волосы выдают властную и сильную натуру, которая может за себя постоять. О том же говорит и язык тела. Притворная мягкость положения туловища противопоставлены уверенным рукам. О её непостоянстве говорит дисгармоничная внешность и окружающая обстановка. Богатые ковры не сочетаются с простеньким одеянием девушки, которая внушает мысли о том, как же она сюда попала и откуда это всё?

Народу цыган всегда приписывали магические способности. Поэтому, Врубель в руки девушки вложил карты, которые олицетворяют связь с кочевым народом. Чтобы усилить эффект, гадалка держит таинственный пиковый туз, предвещающий удар судьбы или дальнюю дорогу, полной опасности и трудностей. Женщина как будто в насмешку не смотрит на карты, испытывая пришедшего к ней на прочность.

Символику цвета можно найти и тут. Например, розовый шарф, традиционно означающий инфантильность, здесь обретает иной характер: хитрость и коварство таинственной и непредсказуемой незнакомки. Она обладает взглядом как красавица из гарема, пожелавшая овладеть мастерством колдовства.