Картина Караваджо «Лютнист» или «Юноша с лютней» является ярким экспонатом Эрмитажа. Но картина также представлена ещё в нескольких музеях мира, например, в Музее Метрополитена, в Нью-Йорке. И эксперты до сих пор не сходятся во мнении, какая же из работ является оригиналом, а какие лишь копии.
Караваджо создал свою картину в 1595 году по заказу кардинала дель Монте. Размер работы 100 на 126 сантиметров. А выполнена она маслом. На картине художник изобразил мальчика, который играет на странном инструменте. В руках он держит лютню, инструмент этот был популярен в средние века.
Мальчик не случайно был избран для позирования. Все полагают, что он был другом Караваджо. К тому же художник изображал его несколько раз на своих картинах. Юноша имеет тёмные густые волосы. Одет он в обычную белую рубаху. На его правой руке небрежно лежит чёрный плащ. Рот его слегка приоткрыт, но видно, что он наслаждается игрой на инструменте.
В левой части картины стоят цветы, это яркий букет, где мы видим жёлтые ромашки, маленькие красные розочки и обычные полевые цветы. А перед парнем с лютней находится стол.
На нём лежат нотные тетрадки, где можно даже просмотреть строки. Также на столе находится скрипка и смычок. Возможно, мальчик на картине является талантливым музыкантом, который играет на нескольких инструментах. Возле этого «музыкального беспорядка» на столе лежат спелые фрукты.
Сама картина очень нравилась Караваджо. Ему нравилось всё: его друг, композиция, сюжет, цвета. Кстати, к выбору оттенков художник подходил со всей ответственностью. На данной картине преобладают тёплые тона.
В левой части картины автор явно хотел добавить несколько ярких пятен. Так, он нарисовал цветы и фрукты. Без них картина была бы выполнена в исключительно молочных оттенков.
За своё существование картина много путешествовала, в России она появилась в 19 веке.
Творчество знаменитого итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо повлияло на развитие мирового искусства, породив целую плеяду подражателей и последователей, так называемых караваджистов как в родной Италии, так и в других европейских странах. Мастер выработал новые форму, идеи, образы, темы и резко порвал с господствовавшим в Италии строгим академическим каноном. Эмоциональность произведений Караваджо усиливало новаторское введение в живописный обиход изображения искусственного или дневного света, пронизывающего темноту и ярко вырывающего из нее отдельные фигуры и предметы.
Художник, обладавший весьма резким характером, вел полную приключений жизнь, успевая при этом создавать прекрасные живописные произведения. Он много странствовал и скрывался, ему пришлось покинуть родной город после произошедшего в драке убийства.
Мастер писал полотна на разные сюжеты, создавал портреты, религиозные картины и бытовые сценки. «Лютнист» — одно из ранних произведений Караваджо, образ музыканта еще не раз встретится в его картинах. Лицо модели лишено классической красоты: круглый овал лица, чувственные пухлые губы и темные большие глаза создают образ здорового, цветущего юноши. Особое внимание уделено натюрморту. Художник с большим удовольствием выписывает яркие цветы и фрукты, деревянные музыкальные инструменты.
Вероятно, «Лютнист» — портрет друга Караваджо, миланского музыканта Галлюса, с которым он познакомился во время своих скитаний.