Анализ картины Караваджо Амур победитель - Караваджо
Анализ картины Караваджо Амур победитель

Анализ картины Караваджо Амур победитель

Амур-победитель (лат. Amor Vincet Omnia — «Любовь побеждает всё») — картина итальянского художника Караваджо, созданная в 1601—1602 годах. На картине изображён Амур с тёмными крыльями, полусидящий или слезающий с некоего возвышения.

Вокруг лежат разбросанные им предметы, так или иначе связанные с человеческой деятельностью. Оригинальное название картины отсылает к строке из десятой эклоги Вергилия: Omnia vincit amor et nos cedamus amori (Всё побеждает Амур, и мы покоримся Амуру).

В то время, когда Караваджо создал эту картину, было очень популярно покровительство богатыми господами. Создана она в качестве конкурсной основы для кардинала Франческо Бурбона, который занимался в частности и тем, что оказывал покровительство молодым и талантливым художникам. Эта картина должна была показать земного и достаточно грешного Амура в противовес небесному и чистому Амуру. То есть у этого должны были быть не только темные крылья, но и соответствующий вид. Его поза и действия должны говорить также о том, победил он в противостоянии или проиграл. И у Караваджо это прекрасно получилось.

На картине изображен непокорный мальчишка, который то ли сидит, то ли слезает с возвышения в этот момент. А вокруг него разбросаны разные предметы. Но как он выглядит! Он смотрит прямо на зрителя бесстыдными глазами, и вся его поза говорит о его непокорности и дерзкой натуре. Он держит в правой руке стрелы, способные пронзить любое сердце и заставить его подчиниться любви, а его хитрая улыбка намекает, что он любит пошутить. За спиной у него черные крылья, и сложно понять — грязные они или просто потрепанные.

Вокруг Амура разбросан хлам из разных сфер человеческой жизни: это и музыкальная сфера, выражающаяся в лютне, нотах и скрипке, и власть и военная доблесть, выражающиеся в короне, жезле и доспехах. Обнаженный Амур не обращает никакого внимания на то, что происходит вокруг него. В комнате царит хаос, создается ощущение, что здесь только недавно боролись. А вот кто и зачем — предстоит изучить и понять зрителю самостоятельно.

Картина, как предполагается, посвящена маркизу Винченцо Джустиниани, покровителю Караваджо, на что указывает большая латинская V в нотной тетради и подбор предметов на картине: генуэзская семья Джустиниани правила Хиосом до его захвата турками в 1566 году (геральдическая корона); сам маркиз много писал о живописи и музыке (перо, рукопись и музыкальные инструменты), строил величественное палаццо (циркуль с уголком), изучал астрономию (звёздная сфера) и славился большой воинской доблестью (доспехи).

Таким образом, зашифрованная символика может быть прочитана, как: «Всё побеждает Винченцо». По словам современников, Джустиниани ценил картину выше всех остальных в своей коллекции.

Тема Купидона была широко распространена в живописи тех времён, однако исполнение Караваджо отличается от прочих работ сильным реализмом. Обычно Купидона изображали мальчиком почти совершенной красоты, как на картине «Спящий Купидон» Караччоло.

Но Купидон Караваджо резко индивидуален — очарователен, но не красив, неровные зубы проглядывают сквозь хитрую ухмылку — весь вид его больше напоминает уличного хулигана, чем божество. Психологический эффект от картины достигается как усиленной контрастностью наравне с почти фотографической детальностью, так и смешением аллегории с реальностью.

Зритель видит позирующего мальчика с пучком стрел, веселящегося над своими бутафорскими крыльями. Имеются свидетельства, что Орацио Джентилески одолжил Караваджо крылья в качестве реквизита для работы над картиной, что позволяет датировать её более-менее точно. Тем не менее, несмотря на явные признаки того, что Караваджо писал с живой модели, поза фигуры имеет сходство со статуей Микеланджело «Дух победы», находящейся сейчас в Палаццо Веккьо, что скорее всего, сделано художником сознательно.