Картина «Святая Екатерина Александрийская» (1598) — один из самых ярких и привлекательных женских образов в истории мировой живописи, созданный величайшим художником эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. В настоящий момент этот шедевр (173 х 133 см; холст, масло) экспонируется в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, и туда стоит пойти уже только ради того, чтобы полюбоваться «Святой Екатериной».
Микеланджело Меризи да Караваджо считается основателем реализма в живописи. После него не осталось ни одного эскиза или рисунка – все свои замыслы Караваджо сразу воплощал на холстах. Жизнь художника была весьма своеобразной. Отличаясь дерзким и вспыльчивым нравом, он постоянно попадал в какие-то темные истории, являлся зачинщиком драк, несколько раз попадал в тюрьму, дважды был обвинен в убийствах. В творчестве художника главенствующее место занимают мужские портреты и жанровые сценки с участием мужчин. Чаще всего персонажи Караваджо – простые юноши «из толпы», яркие, чувственные, жизнерадостные и отчасти грубоватые. Таким был и сам автор.
Картина «Святая Екатерина Александрийская» Караваджо является редким для живописца одиночным портретом женщины – правда, чертами лица Екатерина все таки напоминает мальчика. Екатерина Александрийская была дочерью правителя Александрии Ксантоса. Принцесса была очень капризной, отвергая всех потенциальных женихов. Александрия в те годы слыла одним из самых просвещенных городов, славилась огромной библиотекой и отличными школами. Поэтому Екатерина получила отличное образование. Став царицей, приняла христианство. Во сне ей явился Христос и подарил кольцо; с того времени она считала себя Христовой невестой. Когда император Максимин приехал в Александрию, чтобы совершить жертвоприношения и обряды по языческому обычаю, Екатерина ворвалась в храм и потребовала от императора оставить языческих богов и обратиться в христианство. Впоследствии была жестоко казнена и возведена в ранг святых.
На картине мы видим совсем юную девушку в белой блузе, расшитой золотом, и темном бархатном платье. Каштановые волосы разделены на пробор и убраны в прическу. Мягкое полудетское лицо, пухлые губы, аккуратные губы, темные настороженные глаза – если бы не тонкий золотистый нимб над головой, изображение было бы портретом обычной девушки.
Уверяю вас: оказавшись перед картиной, вы долго не сможете оторвать от нее взгляд — настолько она хороша.
Богато одетая, пышущая здоровьем и юностью миловиднейшая девица смотрит на вас так, как будто знает специально для вас предназначенную тайну, и тайна эта — волнительна, чуть-чуть тревожна и сулит бездну наслаждений, так или иначе связанных с сумраком комнаты, прохладой тяжелой ткани, мягкостью подушек, нежной шелковистостью кожи и славными женскими округлостями, призывно белеющими в темноте… Изображенный на картине женский образ почти вызывающе сексуален — но почему?!
Почему, если перед нами — христианская святая и великомученица: Екатерина Александрийская родилась в 287 году в Александрии, много читала, занимаясь самообразованием, и была обращена в христианство сирийским монахом. Мученическую смерть Екатерина приняла в 305 году, во время правления императора Максимина Дазы.
Явившись в языческий храм во время праздничного жертвоприношения, смелая девушка попыталась обратить Максимина в христианство — за что, собственно, и поплатилась. Пораженный красотой Екатерины император для начала пригласил ее к себе во дворец. где с помощью философов попытался убедить ее отказаться от христианства. Однако Екатерина наголову разбила их в споре, и посрамленный Миксимин приказал сжечь своих незадачливых мудрецов.
Затем Екатерину по приказу Максимина пытали — били воловьими жилами, истязали на колесе с железными остриями (эта пытка была приостановлена сошедшим с небес ангелом) и, наконец, отсекли ей голову.
С учетом вышеизложенного сразу становится понятным присутствие в картине следующих атрибутов: колеса с шипами (разрушенного в результате помощи ангела), пальмовой ветви — традиционного символа мученичества, и, наконец, меча, которым и была окончательно умерщвлена Екатерина.
Картина была заказана Караваджо коллекционером и меценатом кардиналом Франческо Марией дель Монте и написана в то время, когда Караваджо, по личному приглашению кардинала, какое-то время проживал у него в Палаццо Мадама.
Изумительное владение светотенью, благодаря чему образ обрел особую выразительность, а сюжет — драматичность, имело огромное влияние на художников не только в Италии, но и в остальной Европе — достаточно вспомнить великого Веласкеса, который учился светотени именно по работам Караваджо.
В качестве модели Караваджо использовал Филлиде Меландрони — популярную римскую проститутку, в которую он влюбился без памяти и которая впоследствии изрядно истрепала ему нервы, причинив множество жизненных проблем. Кстати, именно эта куртизанка служила художнику моделью для других картин — «Марфа и Мария Магдалина», «Юдифь и Олоферн», а также для единственного портрета, сожженного, к величайшему сожалению, в Берлине во время Второй мировой войны.
Иными словами, при написании «Святой Екатерины Александрийской» кистью Караваджо водило не только стремление создать хорошую картину на религиозную тему, но и любовь, и, что еще хуже, страсть, усугубленная привлекательностью возлюбленной и ее несносным характером.