Одна из картин Караваджо, написанных по заказу церкви, но отвергнутых из-за нетрадиционной революционности – «Смерть Марии». Создано удивительное полотно было к 1606 году. Это был период позднего, зрелого творчества живописца. И в картине нашли отражения все приобретенные Караваджо за годы художественного труда приемы изображения фигур, фона и их взаимодействия.
«Смерть Марии» поражает глубокой эмоциональной силой. С первого взгляда ощущается скорбь собравшихся апостолов и Магдалины возле умершей Богоматери.
Душевная боль на лицах и в красноречивых жестах заражает зрителя и погружает в тревожный трепет перед смертью. Многие ценители шедевров Караваджо считают представленную работу наиболее трагичной.
Драматизм скорбной сцены в нижней части картины гениально подчеркнут освещенным красным занавесом в верхней стороне. Основной цвет полотна – чернеющий темный коричневый, он разбавлен пятнами насыщенного алого тона и яркими бликами света. Именно свет выступает здесь в качестве изобразительного средства для передачи духовной возвышенности полотна. Еще один прием – положение тела Матери Христа – оно, лежа на приподнятой от земли поверхности, как бы парит в воздухе: под ногами совсем не видно опоры.
Церковь в то время не сумела разглядеть богатства духовности выполненной работы. Даже нить нимба у головы Богоматери не убедила представителей религии. Они желали видеть торжество воскресения, ведь Мария после долгой жизни должна была встретиться на небесах с любимым сыном и обрести счастье. А художник, по их мнению, не дал даже намека на подлинный сюжет библии. Более того, существовало мнение, что натурщицей для написания фигуры Марии он выбрал женщину легкого поведения. Но все же нашлись ценители таланта живописца, которые сохранили прекрасный шедевр, и теперь его можно лицезреть в Лувре.
В этой картине, написанной для алтаря римской церкви Санта-Мария делла Скала в Траставере, Караваджо, художник-реформатор, дает свое истолкование традиционного сюжета успения Богоматери. Традиционно уход из жизни Девы Марии не расценивался трагедией, поскольку дожившая до старости Богоматерь после смерти вознеслась на небеса и воссоединилась навеки с горячо любимым Ею Сыном.
Караваджо же увидел в этом сюжете именно трагедию, погрузившую в глубокую скорбь апостолов. Изображение усопшей Девы слишком красноречиво говорит о пережитых страданиях и смертельных муках. Ее тело написано с той степенью реалистичности, к которой не были готовы заказчики работы, к тому же моделью для Пречистой Девы послужила близкая знакомая художника — девица легкого поведения. Это послужило причиной отказа заказчика от готовой картины.