У Василия Тропинина была сложная, полная творческих лишений и невзгод, судьба. До 47 лет он являлся крестьянской собственностью графа Миниха, и только в 1823 году стал вольным человеком. Однако к крепостному хозяин имел снисхождение и, узрев талант Тропинина еще в детском возрасте, его отдали на учебу в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он стал вольнослушателем на курсе Щукина. После учебы ему пришлось вернуться в имение, и вплоть до своего освобождения после смерти своего отца быть управляющим имения Минихов. Там же он женился и у него появился сын.
Получив в 1823 году наконец желанную свободу и не откладывая дел в долгий ящик, Тропинин поторопился в Санкт-Петербург, где на суд академиков художественного мастерства он представил сразу три полотна — «Кружевницу» , «Нищего старика» и «Портрет художника Е. О. Скотникова». За свои картины он получил первоначально звание назначенного живописца, а через год и сам стал действующим академиком.
«Кружевница» Тропинина — первый образ, появившийся в череде женских портретов, посвященных не парадному выходу. Этот портрет выполнен совершенно в другой стилистике. Тропинин как бы явился первооткрывателем этого жанра, показав женский образ без привычной помпезности, парадности и чопорности. Вслед за «Кружевницей» Тропинин пишет «Золотошвейку», «Пряху», «За прошивками» — здесь созданы образы женщин-тружениц, далеких от праздности и богатства блестящих дворянских сословий.
Ее неброская милая красота привлекает внимание зрителя. Живописцу удалось запечатлеть тот женский облик, в котором каждая женщина находит и свои черты. Поворот головы, взгляд, постановка рук — все в «Кружевнице» дышит новизной и свежестью.
Современники Тропинина наперебой восхищались портретом, для них это был прорыв в новую область художественного творчества, которую только предстояло изучить. Ясные краски палитры, незамысловатость сюжета, простота линий и освещения, сам облик этой красавицы-труженицы являлись для того времени новаторством, которое было по достоинству оценено и признано. Стиль, принесенный Тропининым в искусство, стал называться портрет-типом, где через единственного конкретного человека можно было судить о всем типе людей, состоявших в этом круге. Из этой серии у Тропинина и картина «Гитарист».