Когда художник изображает далеких от теории искусства людей – это привычно. Но если мастеру кисти доводится браться за работу над портретом коллеги живописца – дорогого стоит умение впечатлить коллегу. Такой является картина В. А. Тропинина: на ней русский ваятель реализма и романтизма написал парадный портрет К. П. Брюллова.
В конце 1835 г., завершив европейское путешествие, Карл Брюллов заезжает в российскую столицу. Москва встретила родного живописца пышными культурными приемами. Что касается соотечественника и друга по увлечению изобразительным творчеством – Василия Тропинина, его слава потрясающего портретиста вышла за пределы страны и была уже известна нашему приезжему художнику.
Удостоив вниманием местных аристократов и других ценителей искусства, Брюллов уже в 1836 г. отправился на знакомство в творческую мастерскую Тропинина.
Результатом бесед двух влюбленных в живопись сердец стала плодотворная дружба. Василий Андреевич перенял некоторые художественные навыки и приемы, бытующие в Европе. Главный плод их товарищества – прекрасное полотно – портрет К. П. Брюллова.
Сергей Андреевич Тропинин стал одним из самых плодотворных и успешных художников-портретистов. У него заказывали работы известнейшие люди, например, он написал Пушкина, Карамзина, Барышникова и многих других. В их числе оказался и знаменитый не только в России, но и во всем мире Карл Брюллов.
Тропинин не мог выставлять свои картины на конкурсах в Академии художеств, поэтому не получил достаточных отзывов со стороны критиков, которые просто не особо знали о его существовании. Но слава все же пришла к Василию. Интересно, что Карл отказывался от предложений москвичей написать их портреты, потому что считал, что в столице никто не справится с этим лучше, чем Тропинин.
Позже коллеги по ремеслу познакомились лично и даже сдружились. В 1836 году Василий Андреевич изобразил Брюллова за работой. Эта картина является самой точной из всех, на которых изображен Брюллов. Сам натурщик тоже отмечал, что полотно получилось очень живым и естественным, в духе Тропинина.
В работе использовались достаточно темные, но все же мягкие оттенки. Большую часть полотна занимает сам художник. Он одет в черный элегантный костюм, который подтверждает его статус. Фон выполнен в коричневых тонах, за моделью виднеется какой-то пейзаж, а также несколько поваленных колонн.
Некоторые думают, что такое место для написания портрета было выбрано в качестве отсылке к самой известной картине Брюллова «Последний день Помпеи», в которой как раз-таки и были изображены разрушенные колонны.
Сам Карл находится за работой, от которой его отвлекли, из-за чего он и взглянул в сторону «камеры». Зрителям представляется теплый, написанный с любовью портрет художника. Его черты лица мягкие и спокойные, он явно пребывал в хорошем расположении духа.
Художник написал коллегу в красивом костюме. Черный пиджак, белоснежная рубаха под ним и подвязанный пышный бант – изящная одежда интеллигенции того времени. Правой рукой изображенный удерживает кисточку, а левой – приоткрытую папку с холстами. Мастер кажется нам внимательным и всегда готовым к работе над очередным шедевром.
Фон картины занимает античный пейзаж. Это своеобразный отголосок знаменитого полотна Брюллова о гибели Помпеи: каменные развалины и пылающая вершина вулкана.
Карл Павлович смотрит на зрителей с достоинством и благородством. В картине отражена благодарная гордость автора за дружбу со столь знаменитым и прекрасным живописцем и причастность к единому делу запечатления действительности для увековечивания мгновений.