Анализ картины Василия Тропинина Портрет Александра Пушкина - Василий Тропинин
Анализ картины Василия Тропинина Портрет Александра Пушкина

Анализ картины Василия Тропинина Портрет Александра Пушкина

Портрет Александра Сергеевича Пушкина, созданный художником Василием Тропининым — это, пожалуй, самое популярное на нынешний момент времени изображение великого поэта. А по словам самого Александра Сергеевича — этот портрет довольно-таки реалистичен.

Перед нами фигура поэта, он сидит, слегка повернув свою голову, его взгляд образует диагональ относительно нас из глубины левой части портрета в наружную сторону полотна вправо. Поэт гладко выбрит, за исключением мягких бакенбардов, напоминающих нам лёгкие облака, с той лишь разницей, что они — чёрные, как и курчавая шевелюра на голове классика. Ворот белой рубахи накрахмален колом и перевязан чёрным платком.

Долгое время ни один художник не мог точно передать то, как выглядел Александр Сергеевич Пушкин. Каждый добавлял что-то свое к образу великого поэта и писателя, пытаясь создать по-настоящему романтический образ.

В 1827 году наконец-то смогли запечатлеть Александра Сергеевича именно таким, каким он и был. Тропинин и Кипренский именно те художники, которым это удалось. Два портрета во многом отличаются, однако они оба передают действительность внешности Пушкина. После этого, все другие изображения великого поэта основывались на тех картинах.

Василий Андреевич Тропинин изобразил Александра Сергеевича в своей излюбленной манере – реалистично, но с нотками романтизма, счастливым, но при этом спокойным. Пушкин на полотне одет в домашний халат, который нисколько не уменьшал значимости творца для всей мировой литературы.

Позже, к Тропинину и другим известным портретистам обращались с запросами написать их тоже в домашней одежде, в особенности, в халате. Москвичам очень полюбился новый жанр «халатный портрет».

Сергей Соболевский заказал у Тропинина изобразить Пушкина таким, каким он был в реальности, в своем домашнем простом образе. Друг поэта хотел наконец увидеть полотно, на котором Александр Сергеевич предстанет в спокойном и неброском виде, без идеально уложенных волос и выверенной позы. Тропинин писал поэта с натуры, он сразу же подметил все особенности необычной внешности Пушкина и уже в первый день набросал отличный эскиз.

История передачи готового портрета в руки Соболевскому очень необычна. Говорят, что картину по пути подменили, а оригинал нашелся лишь спустя долгих 30 лет. Тропинин, будучи уже пожилым человеком, все равно узнал свою работу, он немного почистил ее и придал относительно свежий и качественный вид, однако подправлять какие-то детали не стал, решив оставить все как было.

Поверх нижней одежды поэт облачён в одеяние, напоминающее нам нечто среднее между сюртуком и домашним халатом коричневого цвета с чёрными отворотами. В левом нижнем углу картины намечается красно-розовый, возможно, из гранита, стол на котором покоится длань великого классика золотого слова. Пальцы руки сжаты в расслабленный кулак. На указательном и большом пальцах мы видим золотые кольца, украшающие руку непревзойдённого мэтра пера.

Если приглядеться чуть внимательнее, то можно обнаружить под локтевой частью руки Пушкина, спрятанную от нас рукопись, чьи белые уголки лишь слегка показывают себя для наблюдательного ценителя искусства.

Портрет выполнен весьма элегантно. Александр Сергеевич изображён здесь с максимальной долей достоверности, словно перед нами живой человек или же его фотография. Взгляд поэта и лицо спокойны и в то же самое время присутствует в них толика тревоги или озабоченности чем-то грядущим. Возможно, поэт созерцал своё будущее, по крайней мере скрытый страх в этой картине присутствует, однако, общее впечатление от картины — эстетически положительное.