Талант одного из самых выдающихся портретистов 19 века В. Тропинина просто поражает. Он был крепостным крестьянином, отданным в качестве приданого дочери графа, стремление к живописи у которого проявилось уже в детстве – чистя барские сапоги, мальчик частенько рисовал ваксой на стене. Невзирая на советы окружающих отправить Тропинина учиться живописи, хозяин-дворянин счел кондитерское образование более подходящим для будущего портретиста.
Тем не менее, от кондитерши Тропинин убегал к соседу-художнику, а в стенах Академии художеств Петербурга оказался только в 21 год. Одна из его картин очень понравилась императрице, а к самому Тропинину пришла известность. Барину сообщили об этом, и он срочно забрал крепостного в деревню.
Выпускник одной из самых престижных академий империи стал красить заборы, писать портреты и учить живописи детей хозяина. Позже семья Морковых уехала на Украину, которая стала для художника настоящей Италией.
Заслуги талантливого автора портретов привлекли внимание общества, вольную ему дали, но сына оставили крепостным. Нужно заметить, что чувство собственного достоинства было у бывшего крепостного очень обостренным, что, тем не менее, не помешало ему написать знаменитый портрет Пушкина.
Картина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта, была написана в 1827 году с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но наиболее распространены среди них две.
Говорят, что заказчиком портрета был Соболевский, друг семьи Пушкиных, который хотел видеть своего товарища в домашнем виде. Согласно второму мнению, поэт сам заказал данную картину и подарил ее товарищу. Еще одна легенда связана с тем, что полотно отправили Соболевскому, который находился за границей, его подменили копией. Князю Оболенскому «Пушкин» попался на глаза в одной лавочке в середине 19 века, Тропинин авторство подтвердил, а саму работу выкупили.
Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду. Он рисует по-московски чудаковатых и ленивых людей, которые таким образом протестовали против официозности и различных клише. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами.
Если вы посмотрите на портрет Пушкина, то увидите характерную для произведений художника домашнюю растрепанность, непринужденную свободу и легкую небрежность, причем автор повернул фигуру Пушкина на три четверти, так чтобы он смотрел на зрителя. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора. Тропинин мастерски использует цветовые переходы. К примеру, белоснежный платок оттеняет лицо, а светотень в заднем левом углу делает фигуру объемной. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным. Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов. И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками.
Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Если посмотреть на портреты его родителей и принять во внимание эфиопские корни, то становится ясно, что этот человек просто не мог быть красив по классическим канонам красоты. Но, как известно, поэт слыл дамским угодником, поэтому определенной харизмой все-таки обладал. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Она же подчеркивает богатство внутреннего мира и одухотворенность поэта, которые вы прочитаете в его взгляде.
Если вы присмотритесь к правой руке Пушкина, то непременно заметите на ней два перстня, которые были талисманами поэта. На указательном пальце – витиеватая печатка с сердоликом, который подарила Елизавета Воронцова еще во время южной ссылки. Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Перстень с изумрудом квадратной формы после смерти поэта Наталья Гончарова подарила В. Далю, потом он попал к президенту Императорской академии наук.
Образ поэта, который создал Тропинин, выделяется внутренней силой воли, открытостью, доступностью и готовностью действовать. При этом поражает фотографическое сходство с внешностью Пушкина – картина выполнена очень достоверно.
Этот портрет Пушкина – самый противоречивый, ведь из учебников по литературе мы привыкли видеть его официальным и серьезным, а тут – и растрепанность, образ «доброго» барина и непередаваемая реалистичность, почти на грани интимного. Создается впечатление, что художник не рисовал натуру, а просто подкрался и сделал удачный кадр – настолько живым выглядит поэт.
Гениальность Тропинина прежде всего в том, что он смог передать внутреннюю собранность поэта, сочетая ее с харизмой и вдохновенными глазами. Пафосные мундиры для светского общества стали неактуальны после серии портретов крепостного художника, который тонко чувствовал человеческую душу и умел ее воплотить на холсте.