Описание картины Сандро Боттичелли Возвращение Юдифи - Сандро Боттичелли
Описание картины Сандро Боттичелли Возвращение Юдифи

Описание картины Сандро Боттичелли Возвращение Юдифи

Великий итальянский художник эпохи Возрождения – Сандро Боттичелли автор множества величайших произведения, ставших достоянием мировой культуры, среди которых можно отметить и полотно под названием «Возвращение Юдифи» написанное между 1472 и 1473 годом.

Юдифь – библейский персонаж, девушка-вдова, которая согласно легенде спасла жителей города Ветулия от порабощения войсками Ассирийского царя Олоферна. Легенда рассказывает, что был ассирийский царь крайне жесток и похотлив, сотни красивых женщин побывали в его гареме, и еще тысячам грозила та же участь, задумай он истребить защитников осажденного города и взять его силой. Но нашлась среди проживавших в Ветулии женщин храбрая молодая вдова по имени Юдифь, готовая пожертвовать своей честью и жизнь, ради общего блага.

Юдифь требует от старейшин отказать царю в добровольной сдаче, а сама переодевается в женщину легкого поведения – куртизанку и отправляется в стан врага. Красивая еврейка сразу же привлекает взор царя, который требует ее к себе. Ночью, когда царь заснул, Юдифь взяла острый меч и отрубила ему голову, после чего свободно прошла мимо спящих воинов и вернулась в свой город.

Именно сцену возвращения Юдифи и рисует кисть художника, на картине изображена сама Юдифь, а также ее служанка. Девушка держит в руке огромный меч, лицо ее задумчиво и даже печально, ноги босы, но она решительным шагом стремиться домой. Служанка едва поспевает за быстрым шагом молодой вдовы, рукой придерживая корзину, в которой покоится голова царя. На заднем фоне картины виднеются дома и строения, все же остальное пространство занимает чистое утреннее небо.

Юдифь становится излюбленной героиней многих художников Ренессанса, связанно такое пристальное внимание к этой девушке не только с ее героическим поведением, но и с постепенным восприятием образа Юдифи, как эротического и соблазнительного. Но Боттичелли все же отдает предпочтение героическому моменту в жизни Юдифи, делая из нее символ бесконечной отваги и решимости.

Полотна, вышедшие из-под кисти великого итальянского живописца эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, по праву занимают почетное место во всемирной сокровищнице произведений искусств.

Любая картина Боттичелли, будь она написана в ранний период его творчества или в зрелые годы, поражает зрителя яркими насыщенными красками, продуманной композицией и живыми персонажами, и “Юдифь” – не исключение.

Картина Боттичелли “Юдифь” была написана художником в 1472 году и представляет собой часть диптиха. На момент создания этого полотна Боттичелли уже опробовал себя в роли живописца: ранее из-под его кисти вышло несколько картин с изображением Мадонны. Они демонстрируют зрителю яркий талант молодого дарования, который стремится отыскать собственный стиль, все еще подражая при этом манере письма признанных мэтров – художников Мазаччо и Липпи.

К 1470 году Сандро обретает манеру рисования, присущую только ему, и в ознаменование этого события открывает собственную мастерскую – место “рождения” картины Боттичелли “Юдифь”. В основу сюжета положена библейская притча о подвиге Юдифи, молодой вдовы из осажденного войсками ассирийского царя Олоферна города Ветилуя. Благодаря ее мужеству и самоотверженности горожанам удалось одержать верх над многочисленным вражеским войском и избавить свой город от захватчиков.

Олоферн, осадивший город, славился своей жестокостью и похотливостью.

Участь красивых женщин из захваченных им городов была незавидной: в лучшем случае их ждала однообразная жизнь в царском гареме, в худшем – смерть. Зная это, Юдифь решается на отчаянный шаг. Убедив старейшин не торопиться со сдачей города, юная вдова облачается в наряд куртизанки и отправляется к Олоферну.

Царь, увидевший красивую женщину, потребовал привести ее к себе. Ночью, после того как опьяневший Олоферн заснул, Юдифь отрубила ему голову его же мечом, а затем вышла из лагеря, спокойно пройдя мимо спящих стражников.

На картине Боттичелли “Юдифь” запечатлен момент возвращения Юдифи с кровавым трофеем, который несет городу избавление от гнета чужестранцев. Живописец в присущей ему живой манере изобразил девушку, идущую по тропе в сопровождении служанки. Их шаги стремительны и легки, утренний ветерок развевает складки одежд.

Лицо юной вдовы исполнено печальной задумчивости, а ее хрупкий образ дополняют символические атрибуты победы – оливковая ветвь, украшающая корзину с головой Олоферна, и царский меч.

Вся сцена наполнена светом и воздухом: пространство за фигурами девушек занимает прозрачное небо, и лишь вдали виднеются дома. В отличие от других художников, также обращавшихся к этому сюжету и изображавших Юдифь в образе яркой соблазнительницы, Боттичелли представил ее как символ решимости и самоотверженности.

Ветхозаветный персонаж Юдифь – это история о мужестве, самопожертвовании и готовности пожертвовать честью во имя спасения других. Эта героиня стала особенно популярна во времена эпохи Ренессанса, ведь отвечала всем эстетическим и сюжетным канонам того времени, объединяя с одной стороны библейскую принадлежность, а с другой – эротизм. Сандро Боттичелли посвятил несколько работ легендарной Юдифи.

История подвига девушки следующая – когда к родному городу вдовы Юдифи подошли ассирийцы, то она решила спасти жителей от чудовищного царя Олоферна и его воинов. Говорили, что Олоферн жесток и похотлив, и над жительницами осаждённого города нависла угроза стать наложницами в его гареме. Юдифь, испросив разрешения старейшин города, нарядилась в откровенные одежды и пошла в стан врага, чтобы привлечь внимание предводителя. Красивая иудейка сразу приглянулась Олоферну, а ночью, дождавшись, когда тот заснёт, Юдифь отрубила ассирийцу голову и вернулась в родной город, миновав спящих стражей.

Именно момент возвращения домой изобразил Боттичелли. Девушка решительно и быстро двигается в чертоги родного города. Ноги её босы, а в руках тяжёлый меч. Глаза и выражение лица Юдифи задумчиво и печально. За ней, едва поспевая, следует служанка. На голове у неё корзина с ужасным трофеем – головой убитого царя-полководца.

Юдифь – победительница, но Боттичелли изобразил её отнюдь не героиней без страха и упрёка. Это тонкая, хрупкая девушка, волосы и платье которой развевает ветерок. Кажется, можно почувствовать, как лёгкими, невесомыми шагами Юдифь несётся, чтобы передать горожанам радостную весть – оказавшись без царя, ассирийцы в панике бежали. В руке молодой вдовы можно заметить хрупкую (как она сама) оливковую ветвь, символ победы.

Фон, на котором автор развернул своё повествование, призван подчеркнуть общее настроение работы. Вдали виднеются какие-то строения и дома, но основную часть занимает безоблачное, голубое небо, которое наполняет картину воздухом и светом. Нельзя не признать, героиня на картине живописца красива и мила. Но художник не стал изображать Юдифь как соблазнительницу или, наоборот, воительницу – в этом и заключалось новаторство трактовки Боттичелли. Скорее, она решительна и отважна, но вместе с тем хрупка и нежна.